Non scholae, sed vitae discimus    Не для школы, но для жизни учимся (лат.)

Образовательный сайт Алёны Афанасовой (Бояриновой)

Наши друзья:

маркированный список

"Методики Н.Зайцева"

маркированный список

Сайт семьи Никитиных

маркированный список

Сайт Владимира Базарнова

маркированный список

Лаборатория социо-игровой педагогики "АЗЪ"

маркированный список

Педагогическая литература

маркированный список

Театр "Солнечный принц"

маркированный список

"Буквица"

маркированный список

Семейная Школа "Исток"

маркированный список

"Школа Волшебников"

маркированный список

ягкая Школа"

маркированный список

Сайт Лены Даниловой

маркированный список

"Маленькая капелла"

маркированный список

Социальный Центр «Развитие»

маркированный список

Поселение Майское и проект "Исток"

маркированный список

"Женское счастье" от Ольгы Валяевой

Школьная Библиотека

Парадный подъезд | Карта сайта | Родительская Вопросотека | Идея СПША | Пед. студия "Путь Автора"  | Школьная Библиотека  | Педагогические посиделки | Зайцевская страничка | Фотоальбом Конференции| Об авторе сайта | Гостевая Книга | Архив "Старой Гостевой" | Родовое поместье

"Съедобное-несъедобное" и с чем оно съедобное

(игротека с мячом для дошкольников на исследование родного языка)

 

Помните одну из древних и повсеместно любимых игр "Съедобное-несъедобное"? Напомню, как проходит игра: дети стоят в одну линейку, ведущий бросает по очереди каждому мяч, называя существительные. Если слово по смыслу можно отнести к съедобным - мяч надо поймать, а если нет - ловить нельзя… В общем, игра всех времен и народов.

Так случилось, что в одной из детсадовских групп на занятии оказался большой резиновый мяч. Не использовать ситуацию его появления я не могла. Потребности детей определились немедленно и однозначно - подвижная веселая игра. Почему бы и нет? Своей задачей я определила: ввести в нее познавательный элемент, т.е. направить азарт подвижной игры в нужное мне русло, конкретно - на поддержание интереса к исследованию родного языка. Что из этого вышло - судить Вам. Дети вдруг обнаружили естественный навык согласования различных частей речи по родам, числам, падежам, лицам, временам… (этакая "врожденная языковая грамотность") и интереснейший поиск аналогий и исключений. И, как результат, вслед за этим последовал естественный ввод дошкольников в таблицы по грамматике. Возможно, что результат этих игр не закономерность, что и без них дети легко бы усвоили грамматику по таблицам, но теперь это стало самостоятельной частью наших занятий, и приносит плоды в виде интереса к языку. Например, старшая группа не один день увлеченно искала множественное число слову "лето", словосочетанию дно кастрюли, значение, синонимы и этимологию слов "чело", "уста", "врата", "град", радуясь как знакомым, встречая их в любимых текстах. Готовых ответов от меня не ждали -искали сами, я только помогала советами по поводу источников. Не дам и Вам, еще и затравку оставлю: предлагаю и Вам найти множественное число слову "дно" (лодки) или "кочерга" да еще и просклонять их? Скажу только, что они (слова во мн.ч.) есть и склоняются элементарно.

Когда этими играми заинтересовались педагоги с наших семинаров, я просто выписала их названия (оно же и содержание) и дидактические задачи в скобках. Главное в задачах - не "научить" или "показать", а самим убедиться, что мы это можем, что это просто, но очень увлекательно. Ниже привожу список игр для тех, кому это покажется нужным. 

Организация их также проста, как и в древнем "Съедобном-несъедобном": дети становятся в круг или в линейку. Ведущий (сначала взрослый, со временем, ребенок) кидает мяч ребенку, который ловит его и, бросая обратно ведущему, отвечает соответственно по теме. Например, в игре "Знакомство" взрослый бросает мяч и говорит: "Имя". Ребенок, бросая обратно: "Ольга". Взрослый (другому):"Фамилия" Ребенок: "Столяров" В игре "один-много" : взрослый:"Лев". Ребенок: "Львы". Взр.: "Дочь". Реб.: "Дочери". Взр.:" Стул". Реб.: "Стулья" и т.д.. По очереди кидать или нет, решайте сами. Продумайте "интересные" слова и после "разгона" с простыми - подбрасывайте "каверзные". Через эту игру старшие дошкольники стали запросто ориентироваться в частях речи и их признаках, т.к. очень часто я формулировала задания, употребляя соответствующую терминологию, примерно так (игра "Один-много")."Придумайте такое же существительное, но во множественном числе". И все, больше "ругательных" выражений не требовалось, зато сразу давались примеры, которые объясняли правила игры куда лучше. 

Ко многим играм я предлагаю начальные примеры слов и ответов в трех вариантах: а) простые, б) интересные (на аналогии не выехать - смешно) и в) каверзные, т.е. на смекалку. Если Вам вместе с ребятами придется залезать в словари и другой справочный материал, искать знающих людей среди окружения, готовить материал к следующим играм или всем вместе сочинять новую игру для других групп и мн.др. (т.е. интересно жить) - я от всего сердца Вас поздравлю: Вы действительно занимаетесь "великим и могучим"!

Вы можете ставить свои цели, по-другому организовывать, т.е. использовать эти игры на свое усмотрение: например, не с мячом, а сразу с таблицами (это особенно актуально для тех, кто с них сразу начал). Прошу только всегда соотноситься со своими и детскими потребностями и следить за тем, что Вы делаете - на пользу ли Ваша деятельность Вам и детям или на вред.

1.     Знакомство: фамилия, имя, отчество (отработка внимания и реакции).

Задание: назвать свое имя, или отчество, или фамилию. Возможен вариант - назвать и.о.ф. мамы, папы, брата или сестры, бабушки и т.д..

Примечание: хорошо бы заранее знать наличие ближайших родственников у детей.

2.     Скажи наоборот (антонимы).

Задание: заменить слово противоположным по смыслу. Пример: начало-конец.

 а) темно, острая, зло, свет, радостно, высокий, зима, молчать, один, холодно, сладкая, плохо, длинный …,

 б) жадничать, ясно, голодать, долго, гибкий, озорная, летать, красиво, шершавый, старость…, 

 в) танцевать, здόрово, мерзкий, желтая, рвать, настоящий, приласкать… .

3.     Скажи похоже (синонимы).

Задание: назвать слово, близкое по значению. Пример: кричать-орать.

 а) красный, бить, близко, идти, радостно, ворчать, завернутый, сложно…,

 б) рассвет, возможно, медленно, незаметный, стыд, дама, пресный, любовь, чепуха, найти… .

 в) зрить, перст, верста, чело, град, уста, чадо, очи, врата… 

4.     Один-много (число).

Задание: заменить словом во множественном числе или наоборот. Пример: кукла-куклы.

 а) слон, мяч, стена, коза, дом, танец, игра …,

 б) день, рукав, мать, поезд, сын, небо, друг, хозяин, ведро, время, брат, стул, ухо, окно, дочь, лето…,

 в) ребенок, ножницы, весна, пальто, рожь, кофе, человек,  кенгуру, макароны, тюль, дно (кастрюли)….

5.     Это он-оно-она-они (род, число существительных).

Задание: назвать местоимение, соответствующее названному слову. Пример: окно-оно.

 а) клоун, небо, игра, ветер, здоровье, качели, радость, дерево, клей, затея, горе, шуба,  пенек, болезнь…,

 б) брюки, чтение, девочки, здание, господа, радио, ножницы, мебель, сущность, люди…,

 в) шампунь, кафе, кенгуру, такси, кофе, тюль, какао… .

6.     Уменьшаем-увеличиваем (суффиксы существительных).

Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).

 а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,

 б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…, 

 в) погода, пианино, число, фабрика… .

7.     Переделай начало (приставки).

Задание: подобрать слову подходящее ²начало² (приставку). Пример: рвать-нарвать.

 а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать, 

 б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный…

8.     Веселое предложение (подбор слов-частей речи к  вопросам).

Задание: придумать ответ на вопрос. Пример: когда? - вчера., кто? - школьник, что делал? - играл.

Примечание: желательно ставить вопросы по смысловой цепочке, одновременно пишущему ребенку или другому взрослому зафиксировать ответы, - получится то самое веселое предложение.

Примерные цепочки вопросов: 

 а) когда? - какие? - кто? - как? - что делали? - с какими? - чем?,

 б) когда? - кто? - чем? - как? и - как? - что сделают? - что? - для кого?,

 в)  кто? - за какой? - за чем? - что делает? - какие? - что?… . 

9.     Вчера-сейчас-завтра (времена глаголов).

Задание: подобрать по смыслу одно из слов-наречий (вчера, сейчас, завтра) к заданному глаголу. Пример: съедим-завтра.

 а) танцевали, нарисует, подарим, совьет, гладит, заросли, плавали, горюет…, 

 б) будет, спелись, ценится, слетелись, сбудется, будем рисовать, хочу, высветит, были...

10.   Я-ты-он-она-мы-вы-они (лицо и время местоимений и глаголов.).

Задание: подобрать соответствующее местоимение к глаголам (возможно, наоборот). Пример: красим-мы.

 а) обедаете, плавала, стучат, заснешь, катался, покрашу…, 

 б) будем веселиться, лейся, стала мокрой, хочет, не шумите, сбудутся, увлекусь… . 

11.   Переспроси (постановка вопросов к различным частям речи).

Задание: поставить вопрос к слову (²Я скажу тебе слово, а ты меня переспроси, словно не расслышал, т.е. задай вопрос²). Пример: слушает - что делает?, ярко - как?

 а) живые, ветер, забыл, рано, десять, принеси, заяц, солнечная, пыхтеть…, 

 б) длинна, о животных, погода, для людей, покусывая, дорогими, колец, умывшись… 

12.   Делано-сделано (изменение видов глаголов).

Задание: закончи (из несовершенного вида надо сделать совершенный) или продолжи действие (наоборот). Пример: петь-спеть, подрисовали-подрисовывали.

 а) болеть, подселились, таю, звучит, услышать, сумеете, видишь, рассмеюсь…,

 б) умываться, запихивала, разжуем, закипит, накинуть, завораживаю…

13.   Минирассказы (склонение словосочетаний).

Задание: отвечать на вопрос заданным словосочетанием (ставить заданное его в соответствующем падеже). Пример: есть что? - русская печь, готовим на чем? - на русской печи. Далее - 1. словосочетания (по возможности, в обоих числах), 2. цепочки вопросов:

1. а) цветной карандаш, удобное расписание, грустная улыбка, густые волосы, съедобный гриб, б) заботливый муж, главная героиня, черный кофе, открытое окно, этот сапог, чье-то пение, отцово ружье… 

2. а) плохо без кого? без чего?, но хорошо с кем? с чем?, так надо не просто думать  о ком? о чем?, а взять и найти кого? что?, помочь кому? чему?, и  у нас теперь будет кто? что?; б) у ребят был(а…) кто? что?, но они не ценили кого? чего?, ²Что нам делать с кем? с чем?, - говорили они, - не хотим видеть кого? что?, и горевать не будем о ком? о чем?, и руки не дадим кому? чему?… ; в) вот кто? что?, многие мечтают о ком? о чем?, кто-то гордится кем? чем?, радуется, глядя на кого? на что?, страдает без кого? без чего?, так подойдем к кому? к чему?…;

14.   Какие - как? (словообразование: наречие - прилагательное).

Задание: переделать слово, чтобы оно вместо одного вопроса отвечало на другой: вместо какой? как?, или наоборот. Пример: красивый-красиво, странно-странный.

 а) простая, легко, звонко, хорошо, редкие, солнечно, забавно, горький, тоненькая, извилисто, ярко…,

 б) белая, соленый, старые, зелено, худая…,

 в) много, маленькая…

Алёна Афанасова


Пишите мне: afanasova@narod.ru!

  Автор и ведущий сайта - Алёна Афанасова (Бояринова)

© 2001 Образовательный сайт Алёны Афанасовой.

Все права защищены.

Последнее обновление 26.09.12

Москва

Hosted by uCoz