Non scholae, sed vitae discimus    Не для школы, но для жизни учимся (лат.)

Образовательный сайт Алёны Афанасовой (Бояриновой)

Родительская Вопросотека

Парадный подъезд | Карта сайта | Родительская Вопросотека | Идея СПША | Пед. студия "Путь Автора"  | Школьная Библиотека  | Педагогические посиделки | Зайцевская страничка | Фотоальбом Конференции| Об авторе сайта | Гостевая Книга | Архив "Старой Гостевой" | Родовое поместье

Задать свой вопрос

 

Здесь Вы найдете вопросы читателей и мои ответы также из рубрики "Раннее развитие" сайта Mother.ru с Аленой Афанасовой.

 

Для родителей - "почемучек"

Оказывается, не только дети в определенном возрасте проходят этап "почемучек". Любящие мамы и папы также переживают этот период с разной степенью интенсивности. И если за детской непредсказуемой мыслью угнаться почти невозможно, то родительские вопросы, что волнуют большую аудиторию мам и пап, более определенны. Поэтому и предлагаю обсуждать их вместе. Будем вместе расти, собирать копилку разных ответов на конкретные вопросы и взрослые, и детские.

Что же мы будем обсуждать? Все, что касается развития и обучения детей дошкольного и школьного возраста, а также их родителей и профессиональных педагогов.

Надо ли ребенка учить читать, считать, иностранному, музыке, рисованию и мн. др.? Если да, то в каком возрасте? Как часто? В какой форме? Что для этого нужно иметь и знать? Как - самой или педагогу? Индивидуально или в коллективе? А если в коллективе, то большом или достаточно соседа? А что делать в это время с (младшими, старшими) детьми? А если с педагогом и в коллективе, то что делать маме - участвовать, присутствовать или уйти? Когда ждать первых результатов? В чем они могут проявляться? Почему он (она) не хочет заниматься, и что с этим делать?... Это только самые первые вопросы, которые возникают у мам "начинающих" дошколят. Затем встают вопросы родителей школьников о выборе школы и ее плюсах и минусах, учителях, программах, взаимоотношениях и многие-многие другие...

Алёна Афанасова


 Вопрос 

Здравствуйте!
Мы с мужем и ребенком (1,5 мес.) хотим начать закаливаться по методике Никитиных. Книги их прочитали, но не знаем, с чего начать. Подскажите, где можно об этом узнать. Нас больше всего, конечно, волнует информация о начале закаливания для нашего малыша. Заранее благодарим. Марина и Николай.

 

Ответ

Здравствуйте, Марина и Николай!
В своё время, больше 20 лет назад, когда у меня родился второй ребёнок, я начала с изучения именно этих книг (Никитиных) и опыта последователей П.Иванова. В итоге поняла, что есть смысл начать с изменения образа жизни всей семьи, а вот затягивать ввод в закалку смысла нет.
Вам предлагаю пойти сразу в нескольких направлениях:
1. Категорически отказаться от всех прививок и манту!
2. Настроиться на максимально долгое грудное вскармливание.
3. Постараться обходиться без памперсов. Для этого стОит понаблюдать за поведением малыша перед и во время туалета и, предвосхищая его, брать на ручки, располагая над тазиком. Это очень удобно, если ребёнок обычно голенький или в одежде, которую легко снять.
4. Начать обливать малыша холодной водой лучше всего после купания. Но начинать его следует с обливания на руках у взрослого, т.е. вместе со взрослым. В этом случае купание проводится в большой ванне вместе с мамой (или папой), а потом мама встаёт, прижимая малыша к своей груди, а папа обливает маму с головой холодной водой. Начать можно прохладной, т.е. гораздо холодней той, в которой купались, а со временем - просто совсем холодной водой. Этим завершаем купание, промокаем сухой пелёнкой и сразу же прикладываем к груди. Таким образом закрепляем позитивный настрой на все процедуры по закаливанию.
Главное, на что нужно обратить внимание - это естественность закалки для окружающих взрослых (начинать закаливать детей надо с себя!), не допускать осуждения вас окружающими, внимательно следить за настроением малыша, ни в коем случае не допуская отрицательной реакции (испуг, плач и т.д.). В этих случаях процедуру лучше отложить...
Это первое, что пришло в голову.
Остальное можно найти в Интернете. В будущем рекомендую подружиться с семьями единомышленников в районе, вместе гулять, проводить досуг... а, может быть, и купаться в прорубе.
В любом случае, радости вам и здоровья!

 Вопрос 

Здравствуйте, Алена. Моему сыну исполнилось 7 лет. В садик мы ходить сначала пытались, потом он попросил не водить его туда. И мы не ходили. Теперь ходим на курсы подготовки к школе. И я столкнулась с проблемой его нежелания делать домашние задания. Причем, он находит в интернете разные энциклопедии. Изучает, как что устроено и т. д. Заставлять не хочется. Мы рожали дома. Прививки не делали. т.е. все было мягко. Есть ли вариант корректировать и смягчать воздействие школы? Или единственный вариант не калечить психику ребенка - не ходить в обычную школу? P.S Мы живем в Нижнем Новгороде.

Елена Воронина

Ответ

Леночка! Ваш мальчик не хочет делать бессмысленные с его точки зрения вещи. И это понятно!

Вопрос, что вы задаёте, мучает уже не одно поколение родителей...

Проектированию различных возможных шагов родителей и учителей мы и занимаемся на занятиях Семейной Школы «Исток».

Расскажу о тех путях, которыми обычно идут родители. Чаще всего используют один из трёх:

1. Пустить всё на самотёк.

Поясню: вы дали мальчику отличный задел для выживания в этом мире (домашние роды, отсутствие губящих на корню иммунитет и интеллект прививок, сохранили желание познавать мир...). Если вы собираетесь с ребёнком продолжать жить в городе, то это значит, что придётся осваивать правила жизни в этом социуме. А в них естественным образом входит подчинение дидактическому насилию и совсем не входит свобода выбора личности. Значит, пришла пора их (правила) осваивать.

Всё, что вы можете сделать, чтобы смягчить ситуацию, это выбрать из имеющихся в наличии учителей Звёздочку (а она может оказаться даже в самой обычной дворовой школе!), подружиться с ней, контролировать учебный процесс, быть в родительском комитете, принимать активное участие во внеклассной работе… Но и это не убережёт ребёнка от обязанности усваивать школьную программу в ущерб естественному желанию осваивать этот мир самостоятельно и осознанно со всеми вытекающими последствиями.

2. Устроить ребёнка на «семейное образование», «семейное обучение», «экстернат».

Это значит – взять на себя ответственность за дальнейшее образование мальчика. Здесь можно ориентироваться на его и общесемейные склонности, желания, здоровье, увлечения…, давать знания в любом порядке и количестве…, т.е. так, как ситуация и потребности подсказывают. Главное, быть готовыми к отчётным аттестациям (экзаменам в школе), о периодичности которых можно договориться при заключении договора. Это может быть раз в четверть, раз полгода или раз в год. В школе можно взять учебники и узнать о программах и требованиях при аттестации. Такая форма, как экстернат, может позволить сдавать досрочно, перепрыгивать через классы, сдавать не по программе класса, а по подготовленным к сдаче предметам. Но это всё по договорённости.

Главное теперь – интенсивно готовить детей самостоятельно или с помощью нанятых педагогов.

3. Создать школу-клуб для своего ребёнка и его/ваших друзей.

Собраться несколькими семьями с детишками разного возраста и создать передвижную малокомплектную школу своими силами. Учителями могут стать сами родители (наличие педагогического образования тут не при чём, оно обычно даже мешает). Изо дня в день дети могут учиться у кого-то на дому, где хозяева (одна из семей) дают уроки-погружения-игры совсем необязательно по школьным дисциплинам.

При такой жизни образование и позитивная социализация идут полным ходом и в гораздо большем объёме, чем в школьной программе.

Остаётся лишь не забывать выделять пару недель перед экзаменами для тех, кто находится на семейном образовании или экстернате. За это время можно оформить работы для заочной аттестации (некоторые из учителей засчитывают форму рефератов, докладов… в качестве экзаменационных работ), или подготовить детей к очным встречам с педагогами школы, т.е. дать инструкции по написанию письменных работ и устных ответов с учётом требований программы.

Вот пример жизни одного из семейных клубов, разновозрастного класса от 4 до 15 лет, ещё более младшие дети были неотъемлемой частью своих мам и просто жили при них в этой «тусовке»:

*  В семье Ани мы готовили постановки спектаклей, где заодно занимались литературой и философией, русским, математикой, рисованием, выразительным чтением, обсуждением сюжета, поиском театрального образа, пошивом костюма, изготовлением декораций, работой с техникой: фото-, видео-, аудио-аппаратурой, освет. приборами, организацией выступления, в него вошёл весь театральный менеджмент… Потом мы показывали свои спектакли родственникам, ставили их в детских библиотеках, больницах, на встречах ветеранов и т.п..

* Семье Пети оказывали помощь в проектировании (и в последующем дружном строительстве) дома и огорода на загородном участке: составляли чертежи, расчитывали материал, анализировали финансовые затраты, время на строительство, планировали участок и севооборот из расчёта потребностей семьи… Понятно, что все естественные дисциплины вошли сюда естественной, ненапрягающей составляющей.

* У Кати дома был планетарий своими руками (звёздное небо на потолке). Лёжа на полу и глядя в потолок, мы изучали астрономию, движения небесных тел…

* У Толи проводили исследования в самых разных областях человеческих знаний: ставили химические, физические опыты, биологические исследования, на участке и в теплице выращивали растения и наблюдали за животными…, составляли гербарии, писали научные труды, создавали технические конструкции и целые минипроизводства…, защищали различные проекты с целью подготовки к конкурсу «Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского» (см. http://vernadsky.info/info/terms/ и http://vernadsky.info/ ).

* У Марины проводили домашнее чтение любимых книг, организовывали подготовку и проведение философских и поэтически-музыкальных вечеров (по эпохам, по направлениям…) с импровизированными костюмерными постановками и концертами в духе времени и места.

* У Саши, что тоже живёт в пригороде, – неизменные творческие мастерские: от художественной резьбы по дереву в стиле «татьянки» и керамической мастерской (у родителей есть муфельная печь для обжига) до лозоплетения с дедушкой и ткачества на бабушкином ткацком стане…

* С Олиной мамой, историком и психологом, вели летопись Школы с описанием Родовых Книг семей, входящих в Школу, славных школьных Дел и нашего развития. У них же и у Ани мы шили все костюмы и декорации к спектаклям, праздникам…

* В соседнем парке проводили коллективные подвижные игры, лыжные и роликовые забеги…

* На выходных нас ждали выезды на природу с мольбертами, на дачу к Тане помогать родителям по уходу за огородом и маленькими козлятами :) , в театр на спектакль, на выставку интересного художника, в ближайшую обсерваторию, на гуляния народного праздника в экопоселение, в туристические походы с определённой задачей (очистка пригородного леса, водоёма от технократического мусора, посадка деревьев…).

* Все вместе справляли семейные и общенародные праздники. В процессе подготовки и проведения их все направления объединялись в раскрытии сути праздника.

Я думаю, что каждой семье, не сильно напрягаясь, есть, что показать своим и соседским ребятишкам. При этом авторитет родителей только поднимется в глазах у детей, чего не происходит в рамках традиционного обучения в школе (источник взаимного непонимания поколений).

Всё, что требуется, - это всем вместе проанализировать, чего хотим, что имеем, кто какой вклад готов сделать в своих детей (отметая предложения: я оплачу, а вы делайте с моим оболтусом, что хотите), спроектировать эту совместную жизнь и включиться в неё :))) !

Успехов вам в вашем выборе!

 Вопрос 

Будет ли продолжение в теме "Образование в экопоселении"? Эта тема очень волнует меня и моих родных. Мы не собираемся уходить "в природу". Просто нас заинтересовала проблема альтернативного образования. На старших детях видим "результат" обучения в школе, хочется уберечь от подобного младших и действительно "дать образование". Заранее благодарны

Екатерина и Марина

Ответ

Милые мамы. Повторюсь, мы всегда имеем лишь то, что ожидаем. Не всегда, правда, отдаем себе отчет в своих ожиданиях (они порой подсознательные)... Заходите на недавно появившийся (поэтому частично неработающий ) сайт "Семейной Школы Исток". Тема его - всё, что касается и сопровождает образование в экопоселениях. Возможно, Вы найдете там информацию по теме альтернативного образования. Но прежде, чем решиться на воплощение его в жизнь, хорошенько подумайте об условиях, в которых живёте Вы и ваши дети, и готовности нести ответственность за свое решение. Выбор всегда за Вами!

 Вопрос 

Моему ребенку 1,5 года, я сама работаю, а малыш находится с няней, в дальнейшем же мне хотелось бы отдать его в детский садик (соответственно платный), т.к. есть подозрения, что няня не будет заниматься с ним по разным методикам. Вопрос состоит в том, есть ли какие-нибудь исследования детских садов, выявлены плюсы и минусы, и где об этом можно все узнать???

Оксана

Ответ

Уважаемая Оксана, не всегда стоимость оплаты услуг в детских садах напрямую зависят от качества физических, психологических и образовательных условий жизни ребенка в них. Опыт показывает, что искать нужно не детские сады и методики, а конкретных педагогов, которым бы Вы доверяли. А такие могут оказаться и в государственном обычном детском саду. Зато шикарный престижный дорогой частный садик - еще не гарантия высокого уровня образования малыша. Он просто может стать гарантом Вашего спокойствия, а это тоже немаловажно.

По каким методикам работают те или иные садики Вашего района, Вы можете узнать в районных управлениях образованием. Но насколько грамотно по ним работают педагоги, достаточно ли комфортно в садике детям и на мн. др. вопросы ответ можно получить лишь при посещении групп и общения с педагогом. Хорошо бы поговорить с родителями детей, которые уже давно посещают группу. Отзывы родителей о некоторых садиках и методиках работы в них можно найти на сайте "Семья.ру", а также на страничке  Ольги Веселой. Если Вы узнаете об интересных детских садах, найдете свой, напишите нам. Эта информация может быть очень полезной для других родителей.

Желаю удачи Вам и Вашему малышу.

P.S. А Ваша няня Вы может обучиться на курсах понравившейся Вам методики. У нас, например, можно пройти курсы методики Зайцева. Очень рекомендую методики Вальдорфскую или Монтессори. 

 Вопрос 

Здравствуйте. Моему сыну 3,5 года, им в основном занимается моя мама т.к я много работаю, он совершенно не хочет заниматься и учить буквы. Как мне или маме его заинтересовать и с чего следует начать?
Заранее спасибо!

Ольга

Ответ

Ольга, Ваш вопрос на эту тему не первый и, к сожалению, не последний. Нас учили так же, и мы переносим ошибки наших родителей на своих детишек. Почитайте вопросы родителей ниже и Вы убедитесь в этом (кстати, в ответе я постараюсь не повторяться, поэтому рекомендую почитать вопросы-ответы других родителей, "покликать" ссылки).

Предлагаю поиграть самостоятельно или в компании близких в забавную игру под названием "Что мне интересно?".  Приготовьте листок бумаги и ручку. Сядьте, расслабьтесь на 5 минут (можно закрыть глаза и представить себе, что Вы находитесь в самом уютном месте Вселенной) . А теперь откройте глаза и быстро запишите по пунктам, что Вас интересует в этой жизни, т.е. 1. чем бы Вы с упоением занимались сейчас (на этой неделе), 2. ближайшие годы и 3. вообще весь остаток жизни.  Пишите честно первое, что приходит в голову. А теперь прочтите вслух то, что получилось. Это совпадает с тем, чем Вы занимаетесь на самом деле? Вот чем бы Вы занимались бы, если бы не многочисленные бы!!! 

Итак, разница между Вами и Вашим сынишкой заключается в том, что он еще не наплодил многочисленных бы!  Зато у него уже есть свой список интересов. Вот предоставить максимум систематизированной информации об этом мире и свободы выбора проявления своих интересов, было бы (!) самым разумным в данном случае!

А теперь конкретно. Если Вы хотите научить сына читать, то зачем учите буквы?! Ведь давно известно, что, во-первых, знание букв не есть основа навыка чтения, скорее, большущий тормоз в виде проблемы "постановки навыка слияния согласного звука с гласным" (педагогический термин) и со всеми вытекающими из этого дальнейшими проблемами! Наименьшая единица, из которой состоит текст для детей дошкольного возраста - СКЛАД! Невозможно разделить на слух МАМУ на М, А, М, А, а потом еще и собрать заново! Зато можно собрать из неделимых пока в голове ребенка МА и МА! Во-вторых, к чтению дети, в отличие от взрослых, идут не только путем собирания текста из более мелких деталей... Чем младше дети, тем больше возможностей для подхода к чтению с других сторон (более естественных для природы познания малышей): СРАЗУ с чтения слов или СРАЗУ с чтения текстов. Анализ текста на детальные составляющие будет обязательно, но неосознанно. А осознанно это наступит позже, ПОСЛЕ того, как научимся читать! Наоборот происходит только у детей уже школьного возраста каким-то чудом доживших до школы без навыка чтения. 

Заинтересовать же можно ребенка только своим примером и своим отношением к чтению как к совершенно естественному в повседневной жизни. Хорошо, если бабушка читает в присутствии малыша для себя, обязательно читает стихи и сказки внуку (желательно водя пальчиком по тексту). В комнате, где сынишка проводит наибольшую часть времени, на стенах можно расположить разные склады (лучше всего подойдут таблицы Зайцева из пособий "Кубики Зайцева"), знакомые слова, а вскоре и предложения. Лучше всего подойдут малые формы фольклора (пословицы, потешки, попевки, поговорки, скороговорки...) или знаменитые четверостишья, цитаты из сказок и т.п.. Не забывайте почаще с выражением их петь, читать. Специального времени для этого выделять не нужно, не нужно также "давить" на сознательность и привлекать внимание малыша "насильно". Достаточно несколько раз в день по несколько минут (пока есть внимание). Зато если уж игра (если это стало игрой!) захватила ребенка, дайте насладиться ею полностью! Спрашивайте, где находится то или иное слово или потешка, предлагайте "почитать" дуэтом (но только предлагайте, а не настаивайте!). Играйте в игру "Что изменилось?", "Чего не стало?" со складами, словами, текстами. В любом случае позвольте себе не учить, а наслаждаться общением, выбрав чтение средством для этого!

Желаю Вам и бабушке радости от общения с ребенком!

 Вопрос 

Очень хотела бы заниматься с ребенком (2.7 года)обучением чтению по кубикам Зайцева, но прилагаемое к ним пособие не дает ответа на вопрос КАК начать обучение. Не могли бы Вы порекомендовать семенары для родителей по этой теме либо курсы, которые можно посещать вместе с ребенком в выходные дни. Заранее благодарна.

Виктория

Ответ

Виктория, первым делом хочу напомнить Вам, что, по крайней мере, до 3-х лет кубики Зайцева могут использоваться лишь как подспорье (например, совочек в нужное время и в нужном месте) в жизни ребенка. Это значит, что специально организовывать время для занятий не стоит. В Вашем случае пособия хороши не как средство «приставания» к ребенку (Н.Зайцев), а как инструмент, с помощью которого можно в непринужденной обстановке общаться с окружающей обстановкой, другими детьми и взрослыми. Информацию о том, как такую среду (познавательно-развлекательную) организовывать, можно найти в конце «Игротеки Н.Зайцева»  (теперь высылается на заказ) в приложении № 2. В нем даны названия и номера начальных игр для детишек разного возраста. Описания к ним можно найти в самой «Игротеке…». Рекомендую также заглянуть на сайт к Лене Даниловой, где детально описаны игры с кубиками для Вашего возраста. А если Вы хотите подробней познакомиться с методикой, рекомендую пройти у нее тематические курсы для родителей, у Надежды Григорьевны Ляпенковой (т. 246-60-89) или у нас. А уже к 4-м годам стоит специально организовать детскую среду в компанию своему ребенку для совместных познавательных занятий. Информацию об этом можно найти на страничке  Ольги Веселой или на сервере «Семья.ру».

Успехов Вам!

 Вопрос 

Есть ли информация об альтернативном обучении в школе для детей, получивших раннее развитие?
Света
Стоит ли давать детям ранее развитие, если будущее наших детей в общеобразовательных школах и дальней рост умственных способностей видится довольно туманным? Существует ли альтернатива школьному обучению, если ребенок в раннем детстве получил достаточное развитие, чтобы миновать начальную школу? Каковы должны быть в таком случае мои действия?
Любовь

Ответ
Уважаемые Света и Любовь! В своих вопросах вы затронули одну из достаточно болезненных тем преемственности природосообразного (или раннего) развития и школьного образования. Эти вопросы уже неоднократно поднимались родителями в том или ином виде, и я уже частично отвечала на них 
Источник проблемы, по моему мнению, заключается в том, что государственное образование вышло из недр "единого всеобщего стандартного", принятого по всей необъятной тогда Родине. То, что Вы называете ранним развитием, никак не увязывается с тем, к чему общество привыкло. А значит, оно - непроверено, опасно, короче, неприемлемо в массовых учреждениях. К сожалению, в ряде случаев факты подтверждают это мнение. А отсюда и отсутствие объективной информации, массовой подготовки кадров и настороженное отношение к педагогам-новаторам, родителям и детям, получившее подобное образование...
Позволю себе порассуждать в порядке предложенных Любовью вопросов. Надеюсь, что тем самым и Света получит исчерпывающий ответ.
К сожалению, понятия раннего развития и дальнейшего школьного образования изначально имеют разные (действительные, а не декларированные!) цели. Задача раннего развития - создать качественные условия (я имею в виду информационное, социальное, культурное, в том числе и для физического развития, психологическое поле) для приобретения соответствующего опыта конкретным ребенком. Задача школьного образования - обеспечить детей четко определенным минимальным пакетом знаний, умений и навыков (о качестве его стоит поговорить отдельно). Выбор родителей в пользу раннего развития сопряжен с целым рядом серьезных самостоятельных решений семьи и добровольное принятие на себя ответственности за все последствия. Равно как выбор в другую сторону есть снятие с себя этой ответственности и перенос ее на государственное образование. Спрашивать же с него можно только за то, что оно на себя брало (см. выше). Так что выбор за Вами! Таким образом, школьное образование не может служить альтернативой дальнейшему развитию. У него просто другие задачи. Развивать ребенка дальше - это право самих родителей. Какие же пути для реализации этого права сейчас существуют?
Во-первых, есть так называемые авторские школы, ставящие перед собой более высокие и важные надшкольные задачи. Например, выведение детей на самообразование. В частности, я слышала очень хорошие отзывы родителей и старшеклассников государственной "Школы Самоопределения" Тубельского, что на северо-востоке столицы. Если Вы знаете подобные школы - поделитесь с нами.
Во-вторых, сомневающиеся в целесообразности школьного образования, могут по своему желанию официально заключить со своей родной школой по месту жительства (я сейчас говорю о москвичах, как обстоит дело в регионах - не знаю) договор о семейном образовании и посещать ее только для сдачи контрольных и диктантов. Это для учеников младших классов. В средней и старшей школе дело обстоит несколько сложнее из-за большего количества преподавателей, с которыми надо договариваться о сдаче, но тоже вполне реально. Каждую четверть (это оговорено в договоре) надо сдавать что-то типа экзамена или зачета по всем дисциплинам... При этом государство перечисляет Вам на сберкнижку деньги (небольшие, но вполне реальные) за то, что самостоятельно решаете вопрос образования своего ребенка. Сам же пакет ЗУНов по всем дисциплинам можно получить самостоятельно, с помощью нанятых педагогов (предложений услуг подобного рода предостаточно) или в некоторых учреждениях дополнительного образования. Так, хорошо зарекомендовала себя школа семейного образования "Домашний очаг" Чипковского. В ее задачу также входит выведение детей на самообразование. Занимаются дети не каждый день небольшими группами, получая индивидуально домашнее задание. Но главное, знания даются с учетом того уровня, на котором ребенок находится. Но удовольствие это небесплатное и не всех туда берут...
В Москве на юге есть обычная государственная школа N578 (дир. Жукова Лариса Ивановна), которая знаменита тем, что параллельно с обычным обучением есть система "семейного класса". Там занимаются с детьми-"семейниками", готовят и родителей, и детей всех классов к сдаче экзаменов (основной педагог "семейных классов" - Байкова Марина Вячеславовна) и там же достаточно благожелательно принимают их за любой класс. По окончании ребята получают аттестаты наравне со всеми учениками этой школы. По желанию детей можно посещать дополнительные уроки у учителей этой школы. Ученики оформляется официально и родителям ничего не стоит! Марина Вячеславовна периодически проводит курсы для желающих родителей на тему юридического оформления по месту жительства и обучения детей на семейном образовании.
В-третьих, в каждом районе Москвы существует экстернат-обучение. Эта форма экспресс-образования за 3-6 месяцев класс. Она больше подходит для старшеклассников, которым необходим аттестат об окончании средней школы. Так что, если даже Вы проигнорируете ее сейчас, всегда есть возможность получить документ позже. А освободившееся время использовать по назначению, т.е. на самообразование.
В-четвертых, можно, воспользовавшись хорошими отношениями с руководством одной из школ и явив соответствующую подготовку, поступить в класс по ее уровню. Правда, подготовка должна быть по всем дисциплинам этого класса. Правда, бывает, что положение младшего (случается, намного более младшего) в классе рано или поздно сказывается на взаимоотношениях с одноклассниками и не всегда приятным отпечатком ложится на психику ребенка. Это не все пути решения проблемы, но наиболее часто используемые. Если кто-то вышел из положения по-другому или у вас есть о чем рассказать, напишите нам. Это может оказаться очень нужной информацией. Ну, а уж если кто-то соберется организовать свою школу дополнительного образования для проявления и реализации всех талантов своих детей, обращайтесь, опыт такой есть, с удовольствием Вам помогу!

 Вопрос 
У моего сына (3,5 года) много логопедических недостатков в произношении. Специально нашла занятия со звучащими кубиками, не только с целью научить ребёнка говорить, но и в надежде исправить звуки. Занимались целый год (по 2 раза в неделю), но звуки в произношении исправлены не были. Пришлось обратиться к логопеду. Правда, он нас обрадовал тем, что "язык очень подвижный" и занятия будут эффективными. Вопрос: действительно ли, занимаясь по методике Зайцева, можно исправить у ребёнка неправильное произношение или мы занимаемся у неопытного педагога?

Таня

Ответ

Уважаемая Таня! В ответе на один из предыдущих вопросов я уже отмечала, что ни одна методика сама по себе научить чему-либо не может. Как не может лопата вскопать грядку. Копает человек! В данном случае, методика - тот же инструмент. А он может быть более или менее универсален. Так, пособия Зайцева пользуются популярностью у родителей и педагогов очень разных направлений в решении именно ИХ образовательных задач. По всей вероятности, педагог, что занимался с Вашим ребенком, ставил общую цель научить читать. А постановка звуков должна была оказаться сопутствующим эффектом. И Вы были уже близки к достижению ее. Именно это логопед и отметил. Значит, педагог у Вас замечательный и со своей задачей справляется (кстати, а как у Вас обстоят дела с развитием речи и навыком чтения?). Но, если Вы хотите продиагностировать фонетику ребенка, или у Вас случай, требующий профессиональной помощи, то стоит обратиться за ней к логопеду. Среди них есть такие, которые используют пособия Зайцева с конкретной целью корректировки и постановки звуков. Я рекомендую обратиться к Богородицкой Инне Константиновне, практикующему логопеду, в основе работы которой именно методика Зайцева. Она же проводит курсы для логопедов, педагогов-"зайцевистов" и родителей, дети которых имеют логопедические трудности различной степени сложности. Если захотите с ней связаться, то напишите мне о своей цели (диагностика ребенка, занятия с ним, запись на курсы и т.д.) и я передам ей Ваши координаты и просьбу.
Успехов Вам!

 Вопрос 

Слышала о методике "Плавать раньше чем ходить". Где об этом можно прочитать?

Ответ
Методика вполне достойная. О всех ее прелестях рассказывать не буду. Пусть это сделают специалисты!

  • Главная "плавательная" страничка Деточки.ру. Предлагаю цитату оттуда: "Все мы хотим, чтобы наши дети были здоровы. Универсальных рецептов здесь нет. Попробуем собрать воедино наши знания и опыт. Плавание с ребенком - это только один из способов общения с ним, доставляющий удовольствие и малышу, и взрослому... Главное - это не то, что вы научите его плавать, а то, что это поможет вам лучше понять друг друга, поможет ему вырасти здоровым, уверенным в себе и в вашей поддержке". Здесь же можно найти материал по детскому плаванию, по закаливанию и ответы на возникающие вопросы. 
  • Рекомендации "Рамблер-Здоровья".
  • Статья о детском плавании
  • Инструкции по плаванью с краткой историей методики, фотографиями и рисунками в легкой, доступной форме.
  • Ответы на вопросы родителей "Няни".
Радости Вам и вашему карапузу от общения друг с другом и водой!

 Вопрос 
Моему сыну 8 лет. Его оставили на 2-ой год в первом классе. по математике - умница, а вот читать n-ое количество слов в минуту - не может! Читает очень медленно. От этого (или нет) неудачи по русскому языку... Вопрос: 1. Как помочь? 2. Какими пособиями и играми пользоваться для улучшения техники чтения и скорочтения, используя методику Н.А. Зайцева?... или мой сын уже безнадежен?
Лида

Ответ
Не Ваш сын безнадежен, это наше образование со своими замерами скорости чтения безнадежно! Поэтому переживать (вернее, обратить внимание на это) стоит только за то, чтобы у мальчика не осталось следа в душе из-за ярлыка, навешанного на него в школе. Первое, что необходимо сделать, прекратить переживать, когда Вы слышите, как он читает. Второе, следить за тем, чтобы он понимал, о чем читает. Для этого задавать вопросы по ходу чтения (кстати, за одно он будет отдыхать и отвлекать внимание от пока мучительного процесса чтения на образы от прочитанного). Постарайтесь задавать их так, чтобы он не просто повторял по тексту, а рассуждал на соответствующую тему. Кстати, очень не рекомендую оценивать такие ответы. Просто выслушать, может быть попереживать по поводу содержания прочитанного, ответить на этот же вопрос Вам... Очень помогает домашнее чтение в лицах.

Теперь о пособиях Зайцева. Они достаточно универсальны, и мы их используем не только с дошколятами, но и с 6-классниками и с более старшими детьми. Вам же порекомендую обратиться в "Игротеку Зайцева" (высылается на заказ)., пролистайте ее всю и найдите свои игры, которые подойдут для формирования техники и выразительности чтения, а также на развитие памяти. Ведь не секрет, что 95% всего текста умеющие читать не читают, а узнают. Значит, Ваша задача увеличить зрительный тезаурус ребенка. Фактически все игры оттуда направлены на это. Вам нужны будут конкретные пособия: "Кубики Зайцева", "Складовые картинки", "Русский для всех" (маленький домашний формат таблиц).

Также рекомендую найти пособия ученика Н.Зайцева - Николая Буракова: "Складарь", "Складарик", "Лото" и т.п.. Они как раз созданы для эффективного формирования оптимального чтения (в темпе речи).

И мой личный совет Вам. В погоне за техникой чтения не забудьте про его любимую математику и другие предметы. Они не должны страдать из-за повторения и так ущербной программы 1-го класса. Ему надо давать пищу для своевременного развития его способностей.

А главное (с этого следовало бы начать!) - любые занятия должны быть для него и того, кто с ним занимается, - в Радость!

 Вопрос 

Глубоко понимаю методики Н.А. Зайцева и Б.П. Никитина. Мой ребенок (3,5 года) умеет читать, считать до 100, решать простые задачи и примеры, творчески мыслит. Но что мне, маме, со всем этим делать, если до школы еще далеко, а мозг ребенка требует продолжения в обучении. Посоветуйте, пожалуйста, существуют ли методики других авторов по раннему развитию и какой цели мне лучше придерживаться: а) продолжать целенаправленное обучение по подготовке к школе, а именно: улучшать технику чтения, углублять знания по математике, осваивать письмо и многое другое для школы; или б) пытаться дать всесторонние знания в области культуры, искусства, естествознания, спорта и др.
Вера

Моя дочь, занимаясь кубиками Зайцева, начала читать в 2,5 г. Мне хочется дать ей и другие знания в области географии, математики, ин.языков, искусства. Где можно купить соответствующую литературу по этим направлениям и пособия для обучения детей такого возраста, существуют ли семинары для родителей или конкретные педагоги, занимающиеся с малышами всесторонним развитием?
Света

Ответ
Сейчас много разных интересных обучающих, психологических и оздоравливающих методик входят в нашу жизнь. Из популярных сейчас нетрадиционных образовательных систем, что на голову переросли способы обучения привычных нам детских садов и школ, наиболее хорошо зарекомендовали себя вальдорфская и М.Монтессори. Правда, не столько по эффективности обучения, сколько по гармоничности подходов к ребенку. Но и они (равно как и другие менее известные) помимо преимуществ, о которых мы говорили ранее в предыдущих вопросах, обладают характерными особенностями.

Все они опираются на свои достаточно жесткие теории. В частности, на понятия сенситивных периодов, которые в разных теориях весьма различны (см. предыдущие вопросы).

Так, например, в программу традиционного образования в детском саду обучение чтению не входит (хотя при приеме в школу навык весьма желателен), вальдорфская система категорически против обучения этому навыку раньше 7-и и даже 9-и лет, М.Монтессори - до 4-х лет... А я знаю последователей методики Зайцева и Тюленева, дети которых начали говорить и читать одновременно. И уверяю Вас, это явно без ущерба для физического, психологического или душевного здоровья! Дети явно опережают сверстников лишь потому, что им были даны соответствующие условия для проявления конкретно ИХ сенситивных периодов. Более того, формирование определенных навыков (как следствие, но не как цель!) служит толчком для раскрытия и других талантов. Так, увлеченные только играми Никитина или пособиями Монтессори "почему-то" хорошо проявляют себя и в интеллектуальной сфере, и творческой в разных направлениях, и физической по многим параметрам. Правда, все это работает там, где соблюдаются, как минимум, 4 важнейших условия:

  • вокруг создается и развивается обязательно систематизированная информационная среда, учитывающая интересы конкретного ребенка,
  • взрослый, который находится рядом, постоянно взаимодействует с ней в присутствии ребенка ("играет" сам, обновляет ее, расширяет...), тем самым ненавязчиво показывает способы использования этой среды,
  • она вполне доступна до подобных же действий малыша,
  • в принципе не допускается насилие, даже в виде побуждения, зато вполне возможна просьба о конкретной помощи и где отказ ребенка является выражением его свободы и не оценивается!

И еще. Скажу честно: я не знаю готовых методик, которые всегда учитывали и опирались на уже имеющиеся начальные знания, умения и навыки (ЗУНы) каждого ребенка, отталкивались от них и создавали условия для гармоничного развития именно по ЕГО природной программе. Те, что есть, рассчитаны не столько на дальнейшее развитие конкретного человечка (не смотря на декларации!), сколько на освоение определенного программой этой методики пакета ЗУНов. А это уже заложено в самой методике (так обстоит дело в системе Монтессори). Именно поэтому особенно тяжело реагируют педагоги на детей, у которых навыки уже сформированы "раньше положенного срока" (по их мнению), значит, не так, как надо (или не те, что надо).

Еще одна большая проблема буквально всех инновационных методик состоит в том, что они закрыты от дальнейшего развития и не приемлют друг друга. О возрастной или методической преемственности речи нет совсем! А это значит, что обучившись чему-то конкретному в дошкольном детстве, Вы будете вынуждены искать себе педагога или школу, которые примут вас с Вашими конкретными развитыми данными и будут продолжать их развивать. Но те, как правило, являются носителями своей методики. И их задача сводится к усвоению несколько иного пакета ЗУНов. А Вы им своими "переразвитыми способностями" очень усложняете работу. Так что ранним развитием ребенка стоит заниматься для развития самого ребенка, но не в качестве подготовки к школе. Будьте готовы к тому, что в школе Ваши способности не будут оценены по достоинству.

Ну уж если Вы, не смотря ни на что, продолжаете настаивать на раннем развитии, то советую либо отдаться авторитету методики в лице конкретного педагога или книги, либо начать действовать, полагаясь лишь на свою интуицию. И, отбросив сомнения и страхи да засучив рукава (это же наши дети, в конце концов!), выстраивать эту самую среду самим. Для начала зайдите на сайт Лены Даниловой. Она на данный момент непревзойденный специалист по разработке образовательной среды дома!

А Вас, Вера и Света, а также педагогов любых направлений и мам, которые хотят сами стать авторами своих методик (или построения своей развивающей среды), приглашаю на занятия Студии "Путь Автора"!

 Вопрос 

Сторонники раннего развития утверждают, что мозг ребёнка развивается до 7-ми лет именно в этом возрасте надо давать ребёнку как можно больше обучающей и познавательной информации, знания, умения, навыки, иначе наступает умственное угасание возможностей к развитию - НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей). А противники раннего развития утверждают, что"серое вещество" мозга готово к умственному напряжению только после 7-ми летнего возраста, а иначе; - нарушается гармония в общении с окружающими людьми; - внутренний дискомфорт от непонимания окружающих; - могут быть психические расстройства и заболевания. Что вы скажите по этому поводу ?

Ответ
Для начала давайте определимся с терминами. Что для Вас - раннее развитие? Развитие детей раннего возраста (в широком смысле - маленьких детей) или развитие раньше, чем назначено природой?

Сроки наиболее эффективного развития способностей в психологии называют сенситивными периодами. Считается, что при соответствующей организации жизни ребенка в эти периоды можно заложить определенный опыт как основу для существенного продвижения в интеллектуальном, психологическом и даже физическом развитии. Если это время будет упущено, то возможность для полноценного формирования определенного навыка или черты характера необратимо теряется... Т.е. наступает то самое НУВЭРС. Вот только сроки и границы возможности этих периодов разными психологическими и педагогическими школами называются весьма различные, порой полярные. А отсюда и все наши недоразумения. Нам, родителям, остается либо довериться какому-то одному наиболее для нас уважаемому авторитету, либо своей собственной интуиции и конкретной ситуации.

Что же касается нарушения гармонии в общении с окружающими, равно как и дискомфорта, вытекающего из этого нарушения и, тем более, заболеваний психосоматического и вегетативного свойства (коих у человечества не менее 95%), то они имеют одну общую причину, основа которой опять же в нашем образовании. Нас учили не столько быть самими собой, сколько соответствовать определенным параметрам. И если мы этим параметрам не соответствовали, то применялись определенные меры, к сожалению, чаще всего негативные (публичные сравнения, оценки, требования...). Чем больше несоответствие, тем круче мера. Теми же способами действуем и мы со своими детьми. Именно они становятся причинами тех проблем, о которых Вы говорите.

А нужно всего-то научиться внимательно наблюдать за ребенком, предоставляя ему максимум возможностей и информации. Я не говорю, что не надо воспитывать. Но воспитывать примером своей жизни, своим отношением к себе и окружающим, а не словами. Я не говорю - не давать знаний и навыков. Давать, но не насилуя ими, а знакомить с ними как со всем, что составляет окружающий мир. Есть солнышко, песок, буквы, мама, цветочек, задачка, Я, картина, спорткомплекс, бумага, сестренка, числовая дорожка, радость, глина, книги, животные, вода, стихотворение, краски, обида, звезды, ветер, загадки... - это часть того, с чем взаимодействуют люди. Это инструменты нашей жизни, с помощью которых малыш, глядя на взрослых, осваивает способы отношений с собой и окружающим миром. Значит, наша задача - дать как можно раньше максимум этих инструментов и способов для усвоения. А ребенок в СВОЕ время обязательно проявит интерес, известив Вас о том, что у него как раз сейчас наступил сенситивный период для определенного навыка. Вот теперь не оплошайте! Вовремя углубляйте среду именно в этом направлении. Но только СРЕДУ, т.е. предоставьте максимум информации в этой области и покажите способы взаимодействия с ней. И упаси Вас Бог оценивать его действия и требовать отдачи! Просто общайтесь и радуйтесь! Когда это будет нужно Вашему малышу, результат будет настолько очевиден, что Вы не сможете этого не заметить! И тогда ни НУВЭРС, ни проблемы психики Вам будут не страшны!

 Вопрос 
Мой сын вышел в чтение по методике Н. И. ЗАйцева в 3.5. года, а читать самостоятельно отказывается ленится. Не пропадёт ли у него навык чтения к школе ?

Надежда

Ответ
Надежда, конечно, навык чтения (как плавание или катание на велосипеде) пропасть не сможет, даже если Вы больше вообще не будете заниматься с ребенком! А вот мотивация - вещь тонкая, и насилие здесь недопустимо!

Во-первых, хочу напомнить старинный афоризм: "Научить нельзя - можно только
научиться!". Ни методика Зайцева, ни какая-либо другая, ни даже любящая мама или педагог, научить читать не могут. Учится читать ребенок САМ, с Вашей помощью или, бывает, вопреки ей. Обучение неразрывно связано с эмоциональным состоянием, в котором малыш пребывал на момент приобретения навыка. Это могло быть радостное состояние открытия: "У меня Это получается!!! Дай-ка еще раз попробую!". Или мучительное: "Что же тут такое написано?" Или: "Чего же она (мама или другой взрослый) хочет от меня?" и т.п.. Попробуйте вспомнить, как это происходило с Вашим малышом, представьте себя на его месте в те моменты, и ответьте (только честно!): Вам, как ребенку, хочется еще раз испытать те же эмоции? Если ДА, то снимаю шляпу! Но тогда и проблем с желанием читать не должно быть!

Во-вторых, ответьте еще на один вопрос: будете ли Вы делать то, в чем не видите смысла?.. А какой смыл просто читать, если и так известно, как это делается?! Гораздо интересней заниматься тем, что до сих пор еще не пробовал! Об этом я писала в статье "Мамины рассуждалки". Я только могу порекомендовать конкретные игры, где чтение призвано решать какие-то более важные на данный момент задачи (с точки зрения ребенка, конечно). Например, играем в сюжетно-ролевую игру, в которой мы можем общаться только с помощью писем или записок... Или играем в домашних журналистов и оформляем стенгазету ко дню рождения дедушки... Или готовим выставку художника. Надо найти репродукции, подобрать к ним тексты... А для этого, почитать литературу, о которой Вы заблаговременно позаботитесь, и даже, может, написать свою рецензию и т.д.. Кстати, помним, что письмо предшествует чтению (мнение Монтессори и Зайцева). Главное, чтобы игра не превращалась по сути в школьный урок чтения, грамматики русского языка или чистописания. И никаких оценок! Просто детские ошибки фиксируем себе на заметку, чтобы потом придумать - как ненавязчиво показать способ грамотного или красивого письма... Все это вполне по силам 5-, 7-летнему ребенку. Есть еще один известный способ "стимулировать" желание читать. Он помог моему сыну, когда у нас с ним замаячила на горизонте та же проблема. Родители моего поколения возможно помнят еще с пионерских времен игру под названием "Зарница". Мы выполняли задания, находя их в записках, оставленных в условленном месте. Своему 4-летнему сыну я заранее писала записки примерно с таким содержанием: "Здравствуй, сын (первая записка обычно ждала его около подушки на кровати). Когда ты пойдешь умываться, на верхней полке в ванной комнате, под мыльницей найдешь секрет. Желаю успеха! Мама" А там лежала следующая записка: "Я очень рада, что ты нашел эту записку! Следующая - в серванте на нижней полке слева в стопке тарелок, под первой сверху. Будь осторожен!"... И так штук 10-15. Последняя обязательно должна привести к сюрпризу: раскраска, банан, билет в цирк: - то, что ценно для Вашего малыша. Не забудьте порадоваться его успеху... "Ура!!! Как здорово, что ты его (ее) все-таки нашел! Я горжусь тобой!!!" У Вас может появиться своя игра. Кстати, поделитесь с нами своей находкой!

И третий момент. Это снова психофизиологические законы, которые просто стоит знать и учитывать. По достижении определенного успеха наступает внешний спад или "застой". Это время, когда ребенок может отказываться от чтения наотрез, даже говорить посторонним, что не умеет читать... А потом случайно "залпом" проглотить целую книгу. Умные мамы такую "случайность" организуют сами. Если Ваш малыш отказывается читать (хотя и умеет), - прекратите любое насилие, наберитесь терпения, играйте с ним и ждите. Тем временем организовывайте среду, где этот навык проявлялся бы как нечто естественное. И Оно обязательно наступит! Успеха Вам в этом!

 Вопрос 

Добрый день! Моему малышу 9 месяцев. Какие развивающие игры вы можете предложить в данном возрасте? Я нарисовала ему буквы, повесила на стену и каждый день пою ему песенку "алфавит". Это не вредно? Говорят, что ребенок не должен напрягать глазки. По-моему, здесь нет никакого напряжения. Как Вы думаете?

Ольга

Ответ
Ольга, похвально, что Вы создаете развивающую среду для малыша. Для глаз алфавит на стене может быть вреден, только если он слишком ярок или мелок. А вот для общего развития он вреден однозначно! Знание алфавита сейчас (в Ваши 9 месяцев) и не развивает, и не учит. Ведь Вы даете эталон произнесения буквы, который потом будет очень мешать при чтении (ребенок вместо ВА должен будет проделывать массу ненужных операций: ВЭ и А - будет ВЭА, т.е. ВА:) . Зато если Вы повесите таблицу складов Н.Зайцева (можно и самодельную), то избежите этих трудностей. Малышу гораздо легче научиться собирать слово из слогов, чем проделывать так называемый "процесс слияния согласных с гласными", который непомерно усложняет процесс чтения. Да и мозг детей, по крайней мере, до 4-х лет на такое просто не способен. А вот непроизвольно запомнить, да через попевочки (т.е. так, как Вы давали алфавит), ему доставит истинное наслаждение. Можно добавить надписи на предметах в квартире, и, проходя с ребенком, читать... Главное, не переусердствовать и не привлекать внимание насильно. А оно пока крайне неустойчиво, поэтому для достижения результата (который проявится гораздо позже, и упаси Вас Бог форсировать и добиваться его) лучше петь и читать несколько раз в день, но считанные минуты. Самым лучшим критерием для определения времени такого "мини-занятия" должно стать внимание Вашего ребенка и взаимная радость от общения. Как только малыш отвлекся, значит, он информационно "наелся", и охранная система сработала. Дальнейшее привлечение внимания не только бесполезно, но и вредно. Зато, когда наступит время более детального звукобуквенного анализа (термин учителей), навык чтения будет тому порукой, а не наоборот. А пока можно воспользоваться конкретными играми из "Игротеки Зайцева". В частности, Вам рекомендую игру 2, 3.1 и 5. Для последней хорошо бы приобрести книгу с кассетой Г.Струве и Н.Зайцева "Читай и пой". Помимо этого загляните на сайт "Я расту", там есть страничка "МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ". Примите к сведению дельные советы Лены Даниловой: "Общие знания. От рождения до полутора лет", "Как выбрать методику обучения чтению", "Кубики Зайцева от 0 до 1,5 лет". Рекомендую также статьи Аси Штейн: "Системы раннего развития", "Несколько принципов раннего развития", "Виды чтения". Большой список источников информации можно найти на сайте Ольги Веселой.

Но в погоне за чтением и счетом не забудьте про физическое, психологическое и душевное здоровье. Для этого заходите на странички педиатра и психолога. Со своей стороны посоветую симпатичную брошюрку Л.П.Савиной "Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников". Она не только для развития речи, но и мелкой моторики (а значит, и здоровья интеллекта), и Вашего физического контакта, и душевного общения... Сейчас ее можно найти на лотках с развивающей литературой и стоит копейки. На будущее, которое не стоит откладывать, поищите информацию о пособиях и методиках Никитина и Монтессори...
Хочу предупредить об одной возрастной особенности. В период роста зубов и непосредственно во время приобретения навыка хождения (а у Вас, возможно, как раз такой период, т.е. или уже пошли, или готовитесь) интеллектуальное развитие вдруг останавливается. Иногда создается ощущение, что даже делает шаг назад. Будьте спокойны, это нормально! Как только новый навык станет привычным, интерес к прежним занятиям вернется с новой силой! Успехов Вам!

 Вопрос 

Честно говоря, не вижу ничего плохого в занятиях спортом для мальчика, да и для девочки тоже. Во-первых, проф.спорт начинается далеко не в 4 года, а гораздо позже. А в 4-6 лет необходимо отать ребенка в хорошую спортшколу - хоккей, фигурное катание, гимнастика еще никому и никогда не мешали. А стать профессионалом, знаете ли, не так уж просто, даже если и захочешь. А если у ребенка есть все данные, желание и хороший тренер, то что плохого, если вырастет еще один Фетисов, Буре, Кафельников? Фигуристы, даже и не чемпионы мира, прекрасно катаются в профессиональных балетах на льду, тренер - тоже не самая плохая профессия. Что, лучше для здоровья за компом весь день сидеть, как программисты? Или бухгалтеры? Или бизнес здоровья прибавляет кому-то? Так что мое глубокое убеждение - с 3 лет ребенок должен заниматься спортом, и не в группе самодеятельной типа "два притопа- два прихлопа", а в хорошей спортшколе, благо они все же еще у нас остались.
МамАня

Ответ
МамАня, спасибо за отклик на просьбу высказать свое мнение. Бабушка Валя затронула проблему, которую коротко можно было бы сформулировать так: спорт для здоровья или здоровье для спорта? На самом деле, эта проблема является частью серьезной темы, назовем ее пока условно: профессия (спорт, искусство, школьная программа...) для ребенка или ребенок для профессии (...)? Она, по большому счету, является философской. И вопрос мамы Тани по своей сути затрагивает другое направление этой же темы. Вы же добавили в обсуждение еще два важных момента:

  • как и где заниматься с ребенком - "в хорошей спортшколе" или "в группе самодеятельной типа "два притопа- два прихлопа". И что называть "самодеятельной" группой, а что "профессиональной"? 
  • "...хоккей, фигурное катание, гимнастика еще никому и никогда не мешали..."?
Короче, обсуждение темы продолжается. МамАня, спасибо Вам за искреннее и эмоциональное участие! Ждем мнения всех, кого эта тема затронула.

Продолжение темы Евгением Мякинченко, научным сотрудником Российской Государственной Академии физической культуры, д.п.н., см. здесь.

 Вопрос 

Елена Григорьевна, а как Вы относитесь к вальдорфской методике? Я побывала в вальдорфском детском саду. Впечатление двоякое: с одной стороны - мягкая и душевная атмосфера, с другой стороны - отсутствие до определённого срока многих занятий меня настораживает. Я не усердствую в обучении дочери, но дочка умеет читать, любит логические игры и т. д.
Таня

Ответ
Уважаемая Таня! Ваше впечатление от посещения вальдорфского детского сада вполне закономерно. Нам очень трудно представить себе, что ребенка можно чему-то научить, не обучая его так, как мы привыкли. Наша традиционная педагогика УЧИТ, проводя занятия. А в вальдорфской системе знания, умения и навыки не считаются главной целью образования. В основе системы лежит философское учение - антропософия, которая относится к ребенку как к целостной личности. Задача педагогов - создание для коллектива детей развивающей, воспитывающей, безоценочной среды. Предполагается, что грамотное построение ее автоматически тянет за собой развитие всех творческих задатков, естественной познавательной активности, станет основой трудового и нравственного воспитания. Проще говоря, Ваш ребенок, находясь в атмосфере любви, развивает свои творческие и умственные способности под наблюдением педагогов САМ. И таким образом учится учиться и жить в согласии с собой и окружающими. Этому должна способствовать среда, на это будут направлены и занятия. Это высший пилотаж педагогики! Но далеко не всякий детский сад, называющий себя вальдорфским, может похвастаться такими результатами... Кстати, о хвастовстве и результатах. Демонстрировать свои интеллектуальные достижения детей не учат (но это не факт, что они отсутствуют), а значит, результатов в привычном для нас смысле, мы можем и не дождаться. А отсюда и недовольство родителей и педагогов, предпочитающих традиционную педагогику с культом выдачи на-гора готовых знаний, умений и навыков.
Вам, Таня, предстоит решить, каких результатов Вы хотите на самом деле:

  • просто факта проведения с дочкой определенных занятий, 
  • получения конкретных навыков (неважно, устный счет это или катание на роликах), 
  • здоровья психики, 
  • сформированного желания и умения творить и учиться...?
Это не значит, что эти стремления друг друга исключают, скорее, друг друга обуславливают. Возможно, недостающие элементы этой среды (с Вашей точки зрения) Вам придется восполнять самостоятельно. Хотя, при внимательном изучении методики такой необходимости может и не обнаружиться. Очень рекомендую собрать максимум доступной информации об этой системе (в интернете можно посмотреть статью Елены Шаровой "Дошкольные радости на вальдорфский манер", Анны Васильевой "Вальдорфская школа - новое слово в педагогике", статью педагогов из Нидерландского Учебного Центра "Пять испытанных инновационных концепций"), об условиях организации детской жизни, о Вашем педагоге и его стиле общения с детьми и соответствии их необходимым требованиям и т.п.. И после этого решать, готовы ли Вы окунуться вместе с малышкой в мир вальдорофской педагогики. В любом случае, я прошу Вас поделиться Вашим окончательным решением с нами. Напишите о нем. Успехов Вам!

 Вопрос 

Наш Миша 4-х лет очень подвижный. Папа хочет отдать его в профессиональный спорт, а мама - в "тихое" творчество, даже если для этого придется его заставить сидеть смирно принудительно. А мне кажется, что ему просто необходимо найти занятия, где можно и нужно много двигаться, но не просто нагружаясь физически "до упаду", а грамотно. Например, научиться падать, кувыркаться, владеть телом, при этом общаясь с другими ребятами. Да я с ним и сама бы подвигалась. Но только без нацеленности на профессиональный спорт и на все, что за этим стоит (я - бывший мастер и знаю цену, которую за это платят...). Я очень надеюсь, что Вы меня понимаете.
В связи с этим у меня 2 вопроса: Не знаете ли Вы такого места в Москве, где можно так заниматься с ребенком? Что можно почитать в Интернете, чтобы убедить Мишиных родителей, что проф. спорт - не выход, а принудительные занятия "тихим" творчеством к настоящему творчеству отношения не имеют?
Бабушка Валя (гувернёр)

Ответ
Уважаемая Бабушка Валя, Вы настолько мудрый педагог, что Ваш вопрос мне бы хотелось оставить без комментария! Могу сказать только, что я абсолютно с Вами согласна. Более того, хочу предложить всем родителям и педагогам на эту тему высказать свои мнения. Что же касается места и такого педагога, то записывайте тел. секретаря (095)549-34-59 (Владимир Иванович). У него можно узнать место, время и условия занятий на м. Тургеневская, которые называются "Мягкая Школа". Ведущую зовут Элла Глушкова. В интернете подробней о ее занятиях можно прочитать на ее страничке "Мягкая Школа", а о самом направлении в подборке статей ведущей занятия. Желаю успеха и жду мнений всех, кого заинтересовала

 Вопрос 

Моей дочке 3 года, она посещает д/сад. В группе сдружилась с девочкой, которая очень капризна и берет с нее пример: отказывается что-либо делать, плачет просто так. Вопрос: как оградить ребенка от не нужного общения.

Ответ
Елена, Ваше волнение понятно. Предполагаемый Вами (или желаемый?) ответ на него уже вытекает из постановки вопроса: "Как оградить от общения...?". Но вариантов решения может быть несколько. Первое, это действительно оградить. Как? Либо попробовать перевести дочку в другую группу, либо перестать ходить в детский сад (если есть возможность), либо воздействовать на родителей капризной девочки и воспитателей... Но ведь девочки сдружились, и это первый опыт дружбы... Предлагаю пойти другим путем и попытаться извлечь уроки из ситуации. Ведь нет никаких гарантий, что ситуация не повторится в другом окружении!
Для начала стоит разобраться, а почему и та, и другая это делают? Если ребенок так поступает, значит что-то заставляет это делать. Возможно, у той девочки уже сложившийся стереотип поведения. Т.е. закрепившаяся привычка определенного поведения, которое может быть даже ритуалом (например, капризничать при укладывании спать). Похоже, Ваша дочка просто копирует. Все детишки подражают окружающим - и это здорово! Природа подарила им механизм "обезьянничанья", на котором строится все развитие!... Та девочка, видимо, добивается этим поведением определенного эффекта со стороны взрослых (недостающего внимания и т.п.). Значит, для того, чтобы у Вашей малышки не закреплялись подобные привычки, достаточно не подтверждать ее ожиданий. Например, не реагировать на явно скопированную форму поведения. Даже негативно. Знаю, что это трудно, но постарайтесь не "закипать" внутри. Иначе это потянет за собой подсознательное усиление каприза (назовем его исследованием границ маминого терпения). Если Вы в этот момент будете спокойны (а спокойствие может стать естественным следствием понимания ситуации), то, не получив желаемого, ребенок отвлечется. Просто сработает причинно-следственный механизм. Подкрепления нет - незачем стараться. Сорветесь (дадите желаемого или, наоборот, накажете, что в данной ситуации будет одинаково означать срыв) - у ребенка в руках появится возможность манипулирования Вами. Очень трудно выдержать первый раз. Обычно следуют еще попытки, но уже слабее.
Есть еще способ, обычно любимый старшими родителями (бабушками и дедушками). Это придумывание историй с вымышленными, но любимыми или авторитетными персонажами, которые в аналогичной ситуации поступают желаемым для Вас образом. Когда это не прямое давление, а образец поведения, данный в любимой ребенком форме, тогда это действительно работает.
И еще один очень важный момент. У ребенка должна быть уверенность, что Ваша любовь к нему не зависит от его поведения. Оно может огорчать или радовать, учить Вас чему-то. Но лишать любви за "недостойное" с Вашей точки зрения поведение недопустимо! И это главное "нельзя" в общении с детьми.
В любом случае Вам стоит быть спокойной. Это настолько сильно передается на интуитивном уровне, что одного этого может оказаться достаточным, чтобы решились Ваши проблемы.
Удачи Вам!

 Вопрос 

Пришла на Ваш сайт в поисках материала о Никитиных. Скажите второй части интервью с Еленой Никитиной не будет? Когда мой ребенок был маленьким я тоже занималась с ним развивающими играми. А вот сейчас думаю что не стоит форсировать события и торопить развитие детей. Развитие должно идти эволюционно с ростом ребенка. Мне интересен конечный результат ваших трудов. Кем становятся дети выращенные по вашим методикам? Счастливы ли они? Опыт Никитиных в частности меня интересует именно с этой точки зрения. Нужно ли все это самим детям? Став взрослыми не осуждают ли они своих родителей?
Вика

Ответ
Вика, спасибо Вам за очень трудный вопрос. Труден он потому, что однозначного ответа на него нет. Каждый родитель, перед кем он встает, отвечает на него сам. И Вы, несомненно, правы, говоря о естественном развитии "эволюционно с ростом ребенка". Вот только знаете ли Вы наверняка, какое развитие соответствует природе Вашего малыша? А не тормозите ли вы его задатки своей неуверенностью? Ведь границы сензитивных периодов (возраст наиболее легкого и желаемого усвоения ребенком определенных знаний, умений и навыков) очень индивидуальны! Они не всегда (ой, далеко не всегда!) совпадают с общепринятыми возрастными границами. Их, собственно, общепринятых-то и нет. К сожалению, авторы различных концепций называют очень разные сроки. И тогда задача родителей сводится к внимательному наблюдению за своими детьми и созданию наиболее благоприятных условий для проявления талантов и удовлетворения познавательных потребностей. Причем задолго до возможного появления первых признаков этих талантов. Ведь для того, чтобы Ваш малыш освоил родную речь, его родители говорили с ним с первых дней его жизни!
А что касается Л.А.Никитиной, то она постоянно повторяет, что нет методики Никитиных. Есть "семейный уклад", который годился в конкретной ситуации. И не было стремления сделать из своих детей выдающихся людей. Зато было желание наблюдать за природой своих детей и помогать развиваться в необходимом им темпе. А если учесть время их легализации, можно себе представить реакцию той педагогики и медицины на их способы образования детей. А повышенный интерес сейчас к судьбе их детей и внуков - отголоски негативной "шумихи", которая сопровождала их жизнь на определенном этапе. Им, к слову сказать, он очень докучает... На мой взгляд, их рекомендациями можно пользоваться только в том случае, если Вам очевидны преимущества такого далеко небеспроблемного уклада семейного образования. Меня и моего младшего ребенка в свое время они просто спасли. За что низкий поклон ныне покойному Борису Павловичу и нашей матушке-советчице Лене Алексеевне. А что касается счастья наших детей, то теория вероятности попадания в яблочко (счастья) одинакова для всех. Время идет, и взгляды меняются. То, что казалось невероятным нашим родителям, уже давно стало естественным во многих детских садах. А ругать нас, современных мам и пап, в свое время тоже найдется за что. Так неужто из страха быть осужденными когда-нибудь (что тоже не факт, и зависит от Ваших отношений) мы лишим себя счастья общения со своими малышами так, как диктуют время и обстоятельства?...
Простите, уважаемая Вика, за столь длинный и эмоциональный ответ. Надеюсь, он станет темой для размышлений не только для нас с Вами. Желаю Вам спокойной уверенности в том, что Вы делаете все возможное для развития своего ребенка, а Вашему малышу здоровья и радости от своевременного познания этого мира!

 Вопрос 

Перед детским садом (до 3-х лет) у моего мальчика была няня, которая играла с ним в буквы. Он к 3-м годам знал все буквы и находил их везде, узнавал. Теперь воспитатель в детском саду говорит, что в этом возрасте читать очень вредно. Так ли это и что мне делать?
Александра

Ответ
Александра, главное не волнуйтесь. У Вас чудесный, любознательный малыш. Скорее всего, он скоро сам решит свои проблемы, если только Вы не станете ему мешать. Ваша главная задача сейчас - создавать вокруг него положительную среду, которая продолжала бы вызывать интерес к чтению! Для этого надо не просто "узнавать" вместе с ним буквы по названиям ("это РЭ, это СЭ..."), а сразу слогами: РА, СИ, ТО, ЛЮ. И словами, можно даже длинными ("ТРОЛЛЕЙБУС, СОЛНЫШКО..."). Как можно больше читайте книжек, водя по тексту пальчиком... Некоторые приемы, которые не требуют специальных условий, можно взять из методического пособия "Игротека по Н.А.Зайцеву..." (высылается на заказ).
Вредными (вернее сказать, безграмотными) могут быть способы обучения чтению, но не само наличия навыка. Особенно вредно переносить школьные приемы обучения на детей дошкольного возраста, особенно младшего. И хоть ряд ошибок Ваша няня и допустила, она сделала главное дело - "запустила" интерес к процессу. Теперь поддерживайте его, читайте побольше ему и сами для себя вслух! Удачи Вам и Вашему малышу!
А в середине октября планируются курсы по обучению взрослых методике Н.А.Зайцева. Всех, кто хочет дать детям прививку от будущих проблем, и согласно с природой, потребностями и возрастом Вашего малыша научить читать и считать, пишите по адресу afanasova@narod.ru
.

Задать свой вопрос


Пишите мне: afanasova@narod.ru!

  Автор и ведущий сайта - Алёна Афанасова (Бояринова)

© 2001 Образовательный сайт Алёны Афанасовой.

Все права защищены.

Последнее обновление 26.09.12

Москва

Hosted by uCoz