Non scholae, sed vitae discimus    Не для школы, но для жизни учимся (лат.)

Образовательный сайт Алёны Афанасовой (Бояриновой)

Наши друзья:

маркированный список

"Методики Н.Зайцева"

маркированный список

Сайт семьи Никитиных

маркированный список

Сайт Владимира Базарнова

маркированный список

Лаборатория социо-игровой педагогики "АЗЪ"

маркированный список

Педагогическая литература

маркированный список

Театр "Солнечный принц"

маркированный список

"Буквица"

маркированный список

Семейная Школа "Исток"

маркированный список

"Школа Волшебников"

маркированный список

ягкая Школа"

маркированный список

Сайт Лены Даниловой

маркированный список

"Маленькая капелла"

маркированный список

Социальный Центр «Развитие»

маркированный список

Поселение Майское и проект "Исток"

маркированный список

"Женское счастье" от Ольгы Валяевой

Школьная Библиотека

Парадный подъезд | Карта сайта | Родительская Вопросотека | Идея СПША | Пед. студия "Путь Автора"  | Школьная Библиотека  | Педагогические посиделки | Зайцевская страничка | Фотоальбом Конференции| Об авторе сайта | Гостевая Книга | Архив "Старой Гостевой" | Родовое поместье

Сборник статей Эллы Глушковой

(статьи представлены выборочно и с разрешения автора)

 

Что такое Мягкая Школа?

 

В психотерапии существует много гуманистических методов. В них упор делается на положительные эмоции, игры, на радость и счастье. И все довольны. Но в реальной жизни не все так, как хотелось бы. Немало в ней стрессов и проблем. И когда ребенок начинает с ними сталкиваться, то традиционные методы здесь – слабые помощники. Не верите? Вспомните такие мощные институты, как советская армия или тюрьма.

Если ребенка оберегать от трудностей, то при встрече с темными сторонами ему придется не сладко. А их не избежать. Человек может сломаться. Иногда безвозвратно. Это основная задача – как помочь ребенку стать адекватным современной жизни, не травмируя его - с одной стороны, и эффективно - с другой.

А что это значит? Это значит помочь ребенку стать сильной , психически гибкой и самостоятельной личностью. Однако, эта проблема не является новой для человечества в целом, и есть область, где преодоление препятствий стало нормой – это Воинское Искусство, или, другими словами, деятельность в особых условиях.

МШ в своем полном варианте и есть одна из систем воинского искусства, но ряд ее фундаментальных подходов стало возможным использовать в психотерапевтической практике. В частности, все разделы, связанные с воспитанием умения преодолевать препятствия.

Как работает МШ? Очень просто. Это ситуативный подход. В процессе занятий создаются проблемные ситуации, которые человек должен преодолеть. Невозможно научить плавать на суше. Невозможно научить быть успешным в этом мире конфликтов без реальной практики конфликтов.

МШ использует телесно-ориентированный подход, как самый демократичный и доступный. Именно при использовании этого невербального метода стало возможным работать с маленькими детьми, инвалидами, умственно-отсталыми. Человек не заучивает никаких движений, а погружается в поток взаимодействия с другими людьми, в результате которого на физическом уровне возникает сложная ситуация, которую он может пройти, только лишь преодолев какой-либо зажим в теле.

Работа в МШ происходит с динамическими зажимами, которые невозможно обнаружить при обычной пальпации или снять массажными методами либо с помощью пассивного расслабления. Динамические зажимы проявляются в действиях, когда человек должен реагировать движением на какое-нибудь воздействие.

В МШ существует всего несколько базовых упражнений: акробатика, выползание, толкание, выкручивание и прилипание. Они постепенно усложняются и имеют множество комбинаций. Все упражнения преобразованы и адаптированы из реальных боевых упражнений. При этом максимальный акцент сделан на безопасность и доступность выполнения.

В МШ заниматься можно начиная с 2,5 лет. Уже после нескольких посещений дети становятся спокойней, растет самооценка и чуткость в отношении к себе и окружающим, падает уровень агрессии и количество конфликтных ситуаций. Уходит излишняя застенчивость, потребность самоутверждаться за счет вызывающих, асоциальных действий. Повышается организованность и самостоятельность. И, само собой, происходит сильный скачок в развитии координации, силы, ловкости и выносливости ребенка. У родителей, помимо снятия собственных зажимов и комплексов, в отношении детей снижается тревожность и гиперопека, растет взаимопонимание с ребенком.

МШ легка в освоении и не требует большого объема специальных знаний. За достаточно короткой время ее осваивают и эффективно используют как зрелые профессионалы, так и начинающие специалисты.

…До сих пор, когда меня спрашивают, что такое Мягкая Школа, я не могу ответить однозначно. Очень трудно словами передать то, что происходит с людьми на занятиях. Говорят - лучше один раз увидеть. А Мягкую Школу лучше один раз почувствовать на себе, чем сто раз увидеть и тысячу - услышать.

Мягкая Школа - это занятия в спортивном зале или на природе, где физические упражнения помогают решить угнетающие человека психологические проблемы.

Уходит тысячелетие, оставляя человечеству ворох нерешенных проблем. Сегодняшняя жизнь требует от нас казалось бы невозможного - ускоряя ритм, сокращает психофизические ресурсы организма. В наш сумасшедший век немалое число людей страдает различными комплексами, страхами, неуверенностью в себе. Они забирают у нас силы и здоровье и портят отношения между людьми. У любого ребенка всегда меньше, чем у взрослого, комплексов и связанных с ними телесных зажимов. Но с возрастом их количество растет. Взрослому еще и гордыня мешает, и страх оказаться смешным. Он боится признаться даже себе в том, что несовершенен. Огромный шаг делает человек навстречу самому себе, начав заниматься Мягкой Школой. Здесь нет соревнований, нет цели победить другого. Люди побеждают лишь собственные страхи. И если Вы думаете, что у Вас их нет, то любая нестандартная ситуация проявит их, докажет обратное. А со сложностями нам приходится сталкиваться каждый день. Занятия Мягкой Школы - это одно из средств победить свои беды.

Что же происходит с людьми в результате практики МШ? Что получает человек от занятий? Каждый - свое. Все зависит от поставленных целей. Но иногда происходят совершенно неожиданные вещи. 

Например, занимаются у нас слепые взрослые. Один из них, Сергей, пришел к нам первый и привел незрячих друзей. Зрение потерял после службы в Армии. Не сразу все получалось, но старался. И вдруг месяца через четыре занятий стал чувствовать на расстоянии трех - четырех шагов большие объекты, типа остановки, машины, здания. Даже на ходу. "Чувства препятствия у меня раньше вообще не было. А сейчас и в магазинах незнакомых - ага, вот здесь стена, здесь прилавок. Автобус к остановке подходит - уже определяю, где его начало, где двери. Раньше только на слух опирался, а теперь..." Чем он это ощущает - не знает сам. Но полон желания развивать дальше свою чувствительность.

Виктория, лишилась зрения (обоих глазных яблок) в 10 лет. Уже взрослой девушкой ехала она как-то в метро по одному из немногочисленных, выученных наизусть маршрутов, по которым путешествовала самостоятельно. И незнакомый мужик вытолкнул ее при всех из вагона, выволок по лестнице и потом тащил несколько кварталов неизвестно куда. Она закричала, рядом оказались люди, и странный мужик, испугавшись, сбежал. Вика даже не сумела понять, чего он от нее хотел. Но было страшно. Прошло довольно много времени с того случая, и ничего не происходило, но в один прекрасный момент Вике предложили заняться борьбой в группе Мягкой Школы. "Когда я туда пришла, то всего лишь хотела научиться защищаться. А сейчас понимаю, что это не главное..." ("Огонек" 14 декабря 1998г.) Она уже сможет постоять за себя, "мягко уйти", но задачи ее поменялись очень скоро после начала занятий. "Мне просто очень нравится. Я для себя занимаюсь, чтобы лучше узнать свои возможности. Да и дома меньше проблем стало - разбитых о мебель коленок, локтей. Теперь мягко обтекаю предметы". (Журнал "Мягкой Школы" №5, 1997г.) 

 

Методы Школы

 

МШ имеет различные аспекты применения, от воинских прикладных задач, которые решаются Сидоровым Алексеем, создателем МШ, до направлений психотерапии, реабилитации и развития Личности.

Существует множество методик телесно - ориентированной помощи. Но, в отличие от МШ, которая работает с динамическими зажимами, они направлены лишь на статическое расслабление. Медитации, где человек полностью неподвижен, различные упражнения, в которых человек пытается расслабиться через боль и напряжение небольших групп мышц. Используя эти методики, человек может достичь достаточно глубокой релаксации, и даже куда-нибудь улететь. Но вот упражнение закончилось, человек встал и... опять напрягся. А все проблемы опять вернулись к любимому хозяину. Попав в сложную, непривычную или даже просто в новую для него ситуацию, человек зажимается еще больше. Его страхи от этого продолжают разрастаться, как та Золотая Мушка из суфийской сказки. Эта мушка сначала была очень маленькой. Каждый день она прилетала к одному умному и начитанному человеку и пила у него из чашки по капельке сладкий шербет. У человека того хватило мудрости лишь на то, чтобы пытаться отогнать ее. Но Мушка продолжала прилетать. И, в конце концов, она выросла до чудовищных размеров и задавила его.

А ведь всего лишь-то надо научиться не бояться трудностей, чтобы, встретив проблему, спокойно, без суеты оценить обстановку и действовать адекватно ей, "мягко обтекая" острые углы. Это обязательно произойдет, если человек творческий и расслаблен. Таким он становится, научившись расслабляться в действии. На занятиях Мягкой Школы именно этому и обучаются. Высвобождается огромное количество энергии, ранее съедаемое нашими Золотыми Мушками. Поэтому расслабленный человек может позволить себе такую роскошь, как наслаждение жизнью и реализация своих возможностей и желаний. И не наживать себе новых зажимов, которые, по мнению Вильгельма Райха, основателя ориентированной на тело психотерапии, являются "нереализованными желаниями".

На первом этапе главная задача, встающая перед занимающимися Мягкой Школой - расслабление. Но уже через какое-то время он понимает, что этого мало. Должен быть "внутренний стержень". Каким он должен быть - человек начинает постепенно понимать сам, и каждый находит свой образ для этого стержня. Человек должен стремиться быть как струя воды. Она мягкая, но мощная, и сдвинуть ее невозможно. Главный критерий правильности движения - удобство и легкость, при которых тело доставляет меньше забот, и уходит суета и болезненные вопросы повседневной жизни.

Это похоже на обучение плаванию: бросили на глубину, и плыви, как можешь. Но не совсем так. Человеку, приходящему на занятие сначала показывают, как он вообще может двигаться. Его мягко и нежно разминают, показывают различные степени свободы. Каждое занятие начинается с разогрева и растяжки мышц, разминки суставов, обучению падениям. И лишь постепенно человека начинают проводить через ситуации, сложность которых растет от занятия к занятию. Сразу "в воду" никто не кидает, потому что может возникнуть страх, и занимающийся зажмется еще больше. У инструктора МШ чувствительность высокой степени. Он создает для каждого человека ситуацию именно такой степени сложности, чтобы он смог ее преодолеть, приложив усилия, Это и ведет к раскрепощению. Один из главных принципов системы МШ это умение не мешать тому, что есть наша сущность, реализовывать и освобождать Себя.

 

Все упражнения в Мягкой Школе построены на ситуативном подходе: создается ситуация, посильная для конкретного человека, и чтобы преодолеть ее, приходится все время импровизировать. Человеку помогают учиться не упражнениям, а способам создания собственных средств выхода из трудных положений. Когда это умение в результате тренировок становится бессознательным, его можно применять в любой своей деятельности. И приходит понимание, что ограничений нет. Иногда человеку кажется, что из этого захвата он не выйдет. Но так думает лишь его мозг. А телу-то неудобно, и оно начинает искать, и находит зачастую совершенно неожиданный выход, а ум лишь удивляется результатам. 

В МШ нет какого-то определенного набора движений, которые надо заучивать. Все участники группы в ходе занятий разбиваются на пары, тройки. Задача состоит в том, чтобы партнеры, взаимодействуя, были поставлены в такую ситуацию, в которой им неудобно, из которой хочется выйти. Они начинают двигаться, им мешают их собственные зажимы. Человек находит выход, лишь тогда, если он преодолел себя. Ситуации от простейших постепенно усложняются, и человек все больше открывает свои возможности, спрятанные под панцирем физических зажимов, тем самым освобождаясь от проблем психологических.

Существуют различные формы занятий: большие и маленькие группы. Группы с различными возрастами - от младенцев с мамами до пожилых людей, от здоровой молодежи до инвалидов, которые занимаются в основном вместе, что дает дополнительный толчок в развитии всех участников занятий. Упражнения выполняются в основном в группах из 2-х и более человек. Выясняется, что далеко не все люди могут вести диалог с партнером, свободно и открыто, без агрессии и претензий взаимодействовать с другими людьми. На занятиях МШ этому учатся легко и незаметно.

Никто здесь не будет Вас учить, как, например, заниматься со своим ребенком. Мамы грудничков поначалу спрашивали меня о специальных упражнениях для них. Уже через несколько недель они стали рассказывать о совершенно замечательных играх, придуманных ими самими, и которые хороши именно для этой мамы и ее ребенка.

Маша с 3-хлетней дочкой пришли, как и многие, с трудом представляя, что такое Мягкая Школа. Маленькая Анечка поначалу всего боялась, ничего не делала, она даже не общалась с другими детьми. Девочка сидела на руках у мамы, смотрела вокруг испуганными глазами и не давала заниматься маме. Да и Маша сама чувствовала себя скованно, с трудом шла на контакт с другими занимающимися в группе родителями. Многие упражнения не получались. Сейчас же она жалеет только о том, что не узнала про Мягкую Школу раньше. Сколько радости доставляло ей наблюдать, как дочка меняется с каждым занятием. Анечка с интересом стала наблюдать за происходящим вокруг, постепенно включаться в детские игры - упражнения и уже не всегда оглядывалась на маму. Она очень удивила родителей, вдруг на одном из занятий подойдя ко мне, чтобы ее тоже покувыркали, как и других ребятишек. Но настоящим достижением было, когда девочка стала заниматься с другими детьми. Упражнение было трудное - на одном лежащем на животе ребенке расслаблено лежит другой -"мешок с яблоками" - из под которого нужно выползти. Это физически тяжело и по-настоящему страшно, что не получиться. Здесь главное - не сдаться, не запаниковать, не звать маму. И Анечка выбралась. Кто видел в тот момент ее глаза, понял - этот ребенок уже не испугается трудностей, и будет знать, что он сам может многое. Но это знание не только в голове, оно более глубокое и прочное.

Максим и Алеша пришли на занятия вместе. Тогда обоим было по 13 лет и одинаковая проблема - детский церебральный паралич. Алеша не мялся, а сразу пошел уворачиваться от "угрожающей" ему палки. Весело и страшновато, особенно, если представить себе, что это - настоящий острый меч. Максим сидел с мамой в сторонке и наблюдал. Алеша, собираясь уходить, кинул через плечо: "А ты так не сможешь", и убежал. Задетая мальчишеская гордость оказалась сильней привычного состояния быть под опекой матери, и Максим решился испытать себя. Тут стала удивляться мама: "Неужели мой ребенок может так двигаться?" А мальчишка наслаждался собственными возможностями, которые раскрывались все больше с каждым занятием. Он стал двигаться свободно и ловко, на лице стала чаще появляться обаятельная улыбка. А на улице он все чаще стал появляться в компании обычных мальчишек, а не под ручку с мамой.

В группе заикающихся взрослых Татьяна в первый же день испугалась, что у нее ничего не получится, так сильно, что заикание усилилось, и девушка не смогла сказать ни слова. Еще два дня она сидела и пыталась понять почему она не может заставить себя идти заниматься. И вдруг осознала, что. занимаясь пустыми раздумьями, она еще больше загоняет себя в угол, в то время как остальные переключили свое внимание со своих проблем на выполнение упражнений и просто занимаются. И Таня решилась. К окончанию курса у нее был самый сильный прогресс, потому что она захотела этого. Все упражнения делаются молча, и непосредственно над речью никто не работал. Но, избавляясь от страхов связанных с телом , заикающиеся значительно снизили страх речи, и как результат - гораздо более плавная, почти певучая речь.

 

История

 

Мягкая Школа относительно молода. Ей лишь 20 лет, но истоки ее лежат в вековых воинских традициях. В работе предпочтение всегда отдавалось мягким стилям восточных и русских единоборств. Автора МШ, Алексея Сидорова, всегда больше интересовало внутреннее состояние человека, какие процессы происходят в нем, и как можно через эти занятия измениться. Начинал Алексей, как и многие, с "корыта" (каратэ) в 1979 году. Тогда это было единственной возможностью заглянуть в мир с иной философией. В это время появилась возможность познакомиться и с художественной классической литературой с Востока. Потом каратэ запретили, школы закрылись. Алексей стал заниматься один, в лесу. Иногда посещал "подпольные" занятия. Вскоре к нему примкнули последователи. Алексей старался систематизировать всю информацию о разных техниках боевых искусств, стал анализировать, что-то записывать. Параллельно занимался пантомимой. Хорошая пантомима - очень внутренняя вещь... На определенном этапе развития жизнь привела учителя - Валерия Мартынова, который познакомил Алексея с вьетнамской борьбой "винчюн", ее "мягким" направлением. Большое влияние оказала встреча с последователями "русского стиля". Дальше опыт занятий расширился за счет занятий с детьми - сиротами, инвалидами, пожилыми, беременными, младенцами и подростками, преподавателями физкультуры и методистами в школах и детских садах, студентами и преподавателями МПГУ им. Ленина, и со многими обыкновенными и не очень людьми. В работе с разными категориями занимающихся стояли разные цели, и, в результате, МШ на данный момент очень многолика. Но цель одна - помочь человеку раскрыть себя, избавившись от лишнего, ненужного груза комплексов и зажимов. А средство одно - упражнения. Очень разнообразные, но интересные и сложные одновременно. Многие люди, наткнувшись на первую же трудность, "убегают в кусты", но, поняв, что сложности идут изнутри себя самого, но от этого можно избавиться, продолжают заниматься.

"Если ты плывешь по каменистой реке и пытаешься сопротивляться течению, тебя разорвет о камни. Если ты расслабился и отдался воде, то, поскольку тело гибкое, вода его колышет, и турбулентные потоки над камнями помогают избежать столкновений. Так и в жизни: тебя не удовлетворяет реальность - пытаешься ее сломать. Чем лучше человек, тем скорее приходит к тому, что ломать ничего не надо. С реальностью бороться бесполезно. В самой ситуации заложено ее решение" (газета "Путь к себе" №10, 1997г.).

Заниматься Мягкой Школой может любой человек, если у него есть желание развиваться, и он согласен пожертвовать ради этого собственной ленью. Но предпочтения все-таки есть. Например, мы больше приветствуем, когда родители занимаются вместе с детьми, потому что благодаря занятиям налаживается зачастую сильно ослабленная внутренняя связь между ними. Стремимся, чтобы группы были отчасти смешанные по возрасту и по здоровью.

"Разум призывает нас напрягаться и сопротивляться, проявлять агрессию, а вера дает нам силы расслабиться и довериться потоку событий в надежде на разрешение конфликта самым неожиданным и чудесным образом. Преодолеть в себе агрессию и желание самоутвердиться, заменить это искренней Любовью и желанием помочь себе и другим - Подвиг всех, кто изучает это искусство".


Пишите мне: afanasova@narod.ru!

  Автор и ведущий сайта - Алёна Афанасова (Бояринова)

© 2001 Образовательный сайт Алёны Афанасовой.

Все права защищены.

Последнее обновление 26.09.12

Москва

Hosted by uCoz