Non scholae, sed vitae discimus    Не для школы, но для жизни учимся (лат.)

Образовательный сайт Алёны Афанасовой (Бояриновой)

Наши друзья:

маркированный список

"Методики Н.Зайцева"

маркированный список

Сайт семьи Никитиных

маркированный список

Сайт Владимира Базарнова

маркированный список

Лаборатория социо-игровой педагогики "АЗЪ"

маркированный список

Педагогическая литература

маркированный список

Театр "Солнечный принц"

маркированный список

Семейная Школа "Исток"

маркированный список

ягкая Школа"

маркированный список

Сайт Лены Даниловой

маркированный список

Социальный Центр «Развитие»

маркированный список

"Женское счастье" от Ольгы Валяевой

маркированный список

Платиновая группа "Новая реальность"

Проектирование здравотворящей образовательной среды

Парадный подъезд | Карта сайта | Родительская Вопросотека | Идея СПША | Пед. студия "Путь Автора"  | Школьная Библиотека  | Педагогические посиделки | Зайцевская страничка | Фотоальбом Конференции| Об авторе сайта | Гостевая Книга | Архив "Старой Гостевой" | Родовое поместье

Статья из сборника трудов кафедры психолого-

педагогических технологий охраны и укрепления здоровья

"Педагогика и психология здоровья" (АПКиПРО).

Тема формирования здорового психолого-педагогического пространства или среды в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения. И дело не только в ужасающих данных статистики ухудшения здоровья фактически всего населения и детей уже независимо от возраста. А в том, под каким углом зрения этот процесс рассматривать. Например, ставить или не ставить состояние здоровья в прямую зависимость от процесса обучения. Ведь то, что они находятся в прямо пропорциональном соотношении, сейчас ни для кого не секрет. А посему, попытаемся проанализировать слагаемые психолого-педагогической среды на практике. Включим в нее все то, с чем и с кем соприкасается школьник в течение дня. Это родители и их с ребенком взаимоотношения, конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеучебное время, так или иначе заполняемое. Все слагаемые находятся в постоянной взаимозависимости и являются психолого-педагогическим пространством, независимо от осмысленности его создания. В любом случае оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически становится лишь показателем грамотности построенной среды, в которой воспитывались и дети, и взрослые.

Если мы хотим работать над снижением заболеваемости (т.е. над следствием), то наша задача наладить контакт ОУ с медицинскими учреждениями, разработать, например, общешкольную программу по профилактике и лечению болезней, и не мешать врачам делать свое дело. Но если сознательно взять ответственность за формирование грамотной среды ОУ на себя, то одними оздоровительными мероприятиями не обойтись.

На практике образовательные учреждения, поставившие своей задачей планомерно заниматься здоровьем учащихся и педагогов, обычно более или менее глубоко затрагивают какие-то из следующих сторон:

- включение в учебный план предмета, связанного с культурой здоровья (либо на факультативной основе, либо в основное расписание занятий),

- гигиена пространства учебных помещений, обстановки и пособий для детей разных возрастов и предметной направленности,

- гигиена питания,

- грамотное (с точки зрения психологического здоровья) составление расписания занятий в течение дня, недели, четверти (семестра), сетки контролирующих мероприятий,

- присутствие мед. персонала и планомерная работа по профилактике и лечению учащихся (коррекции) врачами и психологами,

- подготовка и проведение общешкольных мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья.

О них более подробно можно узнать из других статей этого сборника.

Я бы хотела остановиться на моменте, который фактически повсеместно выпадает из общего списка. Но т.к. он является связующим звеном между всеми сторонами, то без него КПД наших усилий может быть сведен к нулю. Речь идет о святая святых образовательного процесса – УРОКЕ. О педагогической культуре учителей и пед. коллектива в целом.

А ведь урок (занятие) занимает основное время работы педагога и учащегося, и именно педагогическая культура является основой для грамотного проектирования психолого-педагогической среды ОУ. Но, к сожалению, их самостоятельно осознанным формированием не занимаются ни в одном учреждении профессиональной подготовки педагогов. И мы имеем то, что имеем…

Освоение навыка проектирования (сознательно или нет) происходит на протяжении всей профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы спроектировать определенную деятельность, необходимо ее спрогнозировать, представить в деталях... Процесс  разворачивается по известному многим сценарию: сначала анализируем ситуацию, потом принимаем решение, ставим цель, формируем образ результата, затем планируем нашу деятельность на пути к достижению результата и только после этого реализуем задуманное. И главное ключевое действие – анализ совершенного, заслуженный праздник по поводу достижения результатов, принятие на его основе нового решения с учетом полученных результатов и т.д.

Но вот какой удивительный вывод делает группа педагогов-практиков на занятиях по педагогическому проектированию: эффективность педагогической деятельности, как и любой другой, можно вычислить по достаточно простой, но жесткой формуле. Эффективность равна отношению затрат к результатам! Таким образом, ее можно повысить двумя способами – уменьшить затраты (в кои входят и материальные, и временные, и ресурсные, и психологические…) или увеличить (изменить качественную сторону) результаты.

А вот теперь рассмотрим наши ожидаемые результаты. Что мы хотим видеть «на выходе»? В поисках ответа на этот вопрос на семинарах я часто становлюсь участником откровенного разговора:

 Так что мы хотим видеть «на выходе»?

 Да то, что требуется!

 А что, – спрашиваю, – требуется?

 Наиболее высокая степень усвоенности программы, т.е. знаний, умений и навыков…

 Так значит – программа любой ценой?

 Да всяко бывает…

А что бывает в тех ОУ, где формирование культуры здоровья заложено в ожидаемый результат? Там целенаправленная работа над педагогической культурой у всего коллектива идет с опережением внешней заботы о физическом, психологическом и нравственном здоровье учащихся. Условно ее можно разбить на следующие составляющие:

- формирование культуры педагогического самосознания;

- раскрытие и наращивание жизненного (личностного) творческого потенциала;

- сознательное формирование мотивации к профессиональному мастерству на основе самоорганизации и стремлении к гармонии с окружающим миром; 

- выход на путь сознательного оздоровления себя;

- овладение технологией исследования;

- педагогическое творчество и индивидуальное и коллективное проектирование…

Вот, например, результаты одного из первых тренингов семинара по пед. проектированию, на котором педагоги дали свои, жизненные определения таким привычным понятиям, как «воспитание», «обучение», «развитие», «образование»: «Обучение - это процесс обеспечения других необходимой для жизни в обществе системой знаний, умений и навыков. Воспитание - это процесс обеспечения других необходимой системой норм отношений и поведения. Развитие - это закономерности приобретения личностью знаний, умений, навыков и норм поведения. Образование - это результат развития. Он зависит не от воспитания и обучения, а от потребности в развитии и условий, в которых формируются эти потребности и происходят процессы самообучения и самовоспитания! Грамотность их создания - есть показатель культуры общества!» Не правда ли, впечатляет? А впереди у них множество творческих и игровых опытов, практической работы над формированием таких понятий как цель образования и ее составляющие, содержание обучения и взаимоинтегрция образовательных областей, методы пед процесса, инструменты моделирования в своей работе и т.п.

Но даже этот неполный список направлений работы с коллективом может дать стойкий результат смены атмосферы педагогического пространства ОУ. И как немаловажный эффект от такой работы хотя бы по некоторым направлениям – повышение качества усвоенных знаний, умений и навыков на порядок. И как может быть иначе, ведь весь процесс обучения перестает идти в разрез с природой тела, психики, разума как учащихся, так и педагогов?! Ну, а уж если коллектив уверенно проектирует свою деятельность, в которую составной частью входят и не менее значимые перечисленные ранее направления в общей работе, то не за горами создание атмосферы учреждения, в котором

- на лицо развивающаяся среда, направленная на физическое, социальное, психологическое и душевное оздоровление всех участников процесса,

- переосмысляя свой профессиональный опыт, педагоги постоянно развивают свои программы работы с детскими и взрослыми коллективами (свои учебные дисциплины) с позиции физического, психологического, социального, нравственного здоровья,

- создаются условия для индивидуального и коллективного профессионального роста педагогов, обеспечивается выход педагогов и их подопечных на постоянное саморазвитие и самоорганизацию себя в реальных условиях через творческие и познавательные виды деятельности,

- дается возможность каждому субъекту для уникальной творческой самореализации с позиции ответственности за свою деятельность в любых обстоятельствах, создается обстановка для раскрытия всех своих талантов...

 

А изменение статистики заболеваемости останется лишь как подтверждение и критерий правильности выбранного пути!

 

Афанасова А.Г.

ст. преподаватель кафедры психолого-педагогических

технологий охраны здоровья Академии повышения квалификации

и переподготовки работников образования.

Путь Автора                                Школьная Библиотека


Пишите мне: afanasova@narod.ru!

  Автор и ведущий сайта - Алёна Афанасова (Бояринова)

© 2001 Образовательный сайт Алёны Афанасовой.

Все права защищены.

Последнее обновление 27.02.14

Москва