Любимый
Русский
Просто
удивительно, до чего интересно читать
годовые (экзаменационные) диктанты
девятиклассников! А сочинения выпускников
средней школы! Чего там только не встретишь!
Так и хочется воскликнуть: “Куда же
девались ГОДЫ почти каждодневных уроков
русского?" И дело не только в том, что наши
дети выдают всего 50% имеющихся знаний из-за
психологического стресса, который,
действует во время экзамена, а скорее в том,
как мы эти годы проводили: ЧТО давали? КАК
давали? КТО из нас давал? ДЛЯ ЧЕГО давали?
КАК это влияло и на грамотность, и на
здоровье (и физическое, и психологическое, и
душевное), и на взаимоотношения, и на
духовный рост, и на самостоятельность в
жизни, и на творчество… И еще на множество
других вопросов сможем получить ответы
гораздо позже.
Я
не говорю о работе педагогов-Звезд. Речь о
массовой грамотности населения как
результатах нашего всеобщего образования.
А
теперь по порядку:
ЧТО
даем?
(содержание
уроков русского языка)
Правила
или тексты Великого и Могучего… Слова (не
имеющие ничего общего с лично моей жизнью и
моими потребностями) подобраны под
определенные орфограммы, или являются
образцом стилей великих авторов, или
выражением моих собственных чувств, т.е. из
моих сочинений, …
КАК
даем?
(технология,
методы и приемы)
Тема,
запланированная педагогом, → правило
→ упражнение → контроль → оценка
→ новая тема…
А
может быть так: многочисленные и
разнообразные игры на исследование
возможностей языка или понимание, или
выявление системы языка, прошедшие все виды
восприятия (слух, зрение, кинестетику,
осязание…), целеположенные,
запланированные, реализованные и
проанализированные коллективом детей
вместе с педагогом → навыки →
осмысление → вывод (правило) → правило
→ новые игры…
КТО
дает?
Передатчик
готовых знаний в определенной упаковке или
Личность, внимательно наблюдающая за своим
состоянием и ощущениями и коллектива,
грамотно анализирующая конкретную
ситуацию здесь и теперь, владеющая не
только программой и готовая подойти к ней с
любой стороны, но и умеющая превратить
знания, умения и навыки из цели обучения в
средство и естественное последствие этого
процесса.
ДЛЯ
ЧЕГО даем?
Чтобы
были готовы выдавать рассуждения о языке в
любой момент или научились видеть систему
во всех явлениях этого мира через чувствование
родного языка, чтобы грамотно писали, не
мучаясь вспоминанием конкретного правила…
КАК
это влияет на результаты?
А
вот на этот вопрос теперь попробуйте
ответить самостоятельно. Скорее всего
ответ будет зависеть от выбора варианта
ответа на ранее поставленные вопросы.
Алёна
Афанасова
|