Mамины рассуждалки
Да простят нам мудрые максимализм молодости.
Когда же учить ребенка читать и писать? Как, с помощью кого и чего создавать ту
конкретную развивающую среду для моего ребенка, в которой формировался бы юный
интеллект? И как при этом избежать желания сделать из дитяти копилку для
невостребованной ни в настоящем, ни в будущем засоряющей информации, а
постараться научить самостоятельно (пока с определенной помощью с маминой
стороны) добывать необходимые ему здесь и сейчас знания и навыки, формировать
своё вИдение, мировоззрение? Как в этой среде развивать и оздоравливать молодой
организм, ставя заслон будущим болезням и избавляя от настоящих? Как
воспитывать, не плетя паутины комплексов? Как научить жить в гармонии с собой,
близкими, друзьями? Как перестать сравнивать своё чадо с соседским и бить
тревогу, если моё в чём-то "уступает"? И вообще, по каким критериям судить, что
ребенок развивается нормально, ведь вокруг столько противоречивой информации и
суждений?!... И ещё пара сотен наболевших"как?", "когда?", "где?" и "почём?",
мучающих каждое новое поколение родителей... А тут ещё один вопрос тянет за
собой другой...
Позволю вам и себе отдохнуть от вопросов и порассуждать вот на какую тему.
Можете ли вы представить себе некую "усреднённую" модель дерева? Вероятно, чисто
теоретически: корень, ствол, ветки, листья, цветы и плоды и их функции
(сравните: руки, ноги, строение и функции органов человеческого тела…). Но можно
ли представить себе, что каждому дереву предписан единый стандарт на строение,
определенную высоту, строение кроны и листа, цветов и плодов, режим развития,
сроки и объём обработки, питания, полива, сроки и объём цветения и плодоношения.
Как вам такой стандарт, пусть даже с допусками? Почему же Вы хотите, чтобы Ваш
Дубок рос в таких же условиях, как Липка ваших хороших знакомых? И чтобы его
объём знаний, умений и навыков соответствовал некоему стандарту? Я всегда
задавалась нормальной материнской мыслью: а нельзя разве просто жить с детьми,
даря друг другу радость, наблюдать за ними, учиться у Природы, что говорит через
них…, а не подгонять под определенные рамки знаний, умений и навыков? Зачем же
они, эти ЗУНы, собственно нужны? Возможно, для удобства контроля определенных
образовательных структур и как критерий "образованности" при поступлении в школу
и т.д.. А нам, родителям, перед кем отчитываться? Перед собой, своей материнской
совестью и спокойствием за будущее свое и наших детей. А у нас у всех разве
единое мнение по этим вопросам? Может, у великих педагогов и прошлого, и
современности оно совпадает? Увы, отнюдь...
Теперь пора вспомнить, с чего мы начали. Когда же учить ребенка читать? Добрая
половина родителей дошколят не задает этих вопросов. Когда и как это происходит,
подчас даже для них остаётся загадкой. Значит, в читающей среде это происходит
само собой. И слава Богу, что дети не обременяли родителей такими заботами, а
самостоятельно решили свои проблемы… А давайте вспомним, каким был наш малыш в
грудничковом возрасте. У кого-то, возможно, он сейчас именно такой.
Присмотритесь к своему ползающему карапузу. Как он удовлетворяет свое природное
любопытство? Похоже, более полно и самостоятельно, чем лежащий или сидящий
малыш. Вы согласны? Предположим, что так же и с чтением: читающий в дошкольном
возрасте видит больше, рисует лучше, интересы его разносторонней, игры богаче,
он самостоятельней в жизни. Это не просто слова, это выводы из опыта работы с
дошколятами…
Я чувствую, как у родителей нечитающих и совсем маленьких детишек снова встают
вопросы. Не торопитесь. Скажите, если вы, взрослый человек, не считаете нужным
что-либо делать, можно заставить вас это сделать? Тогда стоит ли заставлять
учиться читать «нежелающих» малышей? Не только не стоит, но и не сможете! По
крайней мере, не согласуясь с его природными возможностями. Так может, стоит
научиться создавать различные варианты моделей развивающей среды, где можно
обойтись без объяснений всех прелестей умения читать и без насилия над
личностью? Важно помнить одно: модель ситуации, которая вами строится, никак не
предполагает конкретную, определенную кем-то норму поведения ребят. Модель есть
модель. Наша задача ее выстроить (или поддержать) и дать право действовать детям
по своему усмотрению. Вам остается только наблюдать, участвуя в процессе по мере
надобности, и делать выводы, ни в коем случае не оценивая ребенка за поступки и
не заражая отношения с малышом своей оценкой. И тогда наверняка вы придете к
тому же, что и я. Если ребенок не хочет "развивать свою речь", учиться читать и
вообще осваивать окружающий мир, то это не значит, что он отстает в развитии или
ему это рано. Просто вокруг нет обстановки, которая бы побуждала бы исследовать,
экспериментировать со всем, что его окружает…
А у вас сохранилось это желание? А если возродить его без страха зайти
куда-нибудь "не туда" или быть непонятыми? Может быть, тогда не придется
создавать ситуацию для искусственного "развивания" по вторникам и пятницам с
10.00 до 10.35? А представляете, как легко тогда выйти вместе с детьми на
СОобучение, СОтворчество, семейное СОоздоравливание, САМОдеятельность (в лучшем
смысле этого слова) всей семьёй. И чем она полнее, тем лучше! Включить бы туда
не только бабушек и дедушек (без них семья - не семья), а сестер и братьев со
своими семьями, друзей, соседей. И совсем не помеха, если кто-то живет далеко.
Лишь бы было желание.
Ну что, рискнем? Тогда - в добрый путь! Пишите нам, звоните, приезжайте на наши
встречи, приглашайте к себе…
Афанасова А.Г |