Non scholae, sed vitae discimus    Не для школы, но для жизни учимся (лат.)

Образовательный сайт Алёны Афанасовой (Бояриновой)

Наши друзья:

маркированный список

"Методики Н.Зайцева"

маркированный список

Сайт семьи Никитиных

маркированный список

Сайт Владимира Базарнова

маркированный список

Лаборатория социо-игровой педагогики "АЗЪ"

маркированный список

Педагогическая литература

маркированный список

Театр "Солнечный принц"

маркированный список

"Буквица"

маркированный список

Семейная Школа "Исток"

маркированный список

"Школа Волшебников"

маркированный список

ягкая Школа"

маркированный список

Сайт Лены Даниловой

маркированный список

"Маленькая капелла"

маркированный список

Социальный Центр «Развитие»

маркированный список

Поселение Майское и проект "Исток"

маркированный список

"Женское счастье" от Ольгы Валяевой

Бланк

Парадный подъезд | Карта сайта | Родительская Вопросотека | Идея СПША | Пед. студия "Путь Автора"  | Школьная Библиотека  | Педагогические посиделки | Зайцевская страничка | Фотоальбом Конференции| Об авторе сайта | Гостевая Книга | Архив "Старой Гостевой" | Родовое поместье

Mамины рассуждалки

 

Да простят нам мудрые максимализм молодости.

 

Когда же учить ребенка читать и писать? Как, с помощью кого и чего создавать ту конкретную развивающую среду для моего ребенка, в которой формировался бы юный интеллект? И как при этом избежать желания сделать из дитяти копилку для невостребованной ни в настоящем, ни в будущем засоряющей информации, а постараться научить самостоятельно (пока с определенной помощью с маминой стороны) добывать необходимые ему здесь и сейчас знания и навыки, формировать своё вИдение, мировоззрение? Как в этой среде развивать и оздоравливать молодой организм, ставя заслон будущим болезням и избавляя от настоящих? Как воспитывать, не плетя паутины комплексов? Как научить жить в гармонии с собой, близкими, друзьями? Как перестать сравнивать своё чадо с соседским и бить тревогу, если моё в чём-то "уступает"? И вообще, по каким критериям судить, что ребенок развивается нормально, ведь вокруг столько противоречивой информации и суждений?!... И ещё пара сотен наболевших"как?", "когда?", "где?" и "почём?", мучающих каждое новое поколение родителей... А тут ещё один вопрос тянет за собой другой...

Позволю вам и себе отдохнуть от вопросов и порассуждать вот на какую тему. Можете ли вы представить себе некую "усреднённую" модель дерева? Вероятно, чисто теоретически: корень, ствол, ветки, листья, цветы и плоды и их функции (сравните: руки, ноги, строение и функции органов человеческого тела…). Но можно ли представить себе, что каждому дереву предписан единый стандарт на строение, определенную высоту, строение кроны и листа, цветов и плодов, режим развития, сроки и объём обработки, питания, полива, сроки и объём цветения и плодоношения. Как вам такой стандарт, пусть даже с допусками? Почему же Вы хотите, чтобы Ваш Дубок рос в таких же условиях, как Липка ваших хороших знакомых? И чтобы его объём знаний, умений и навыков соответствовал некоему стандарту? Я всегда задавалась нормальной материнской мыслью: а нельзя разве просто жить с детьми, даря друг другу радость, наблюдать за ними, учиться у Природы, что говорит через них…, а не подгонять под определенные рамки знаний, умений и навыков? Зачем же они, эти ЗУНы, собственно нужны? Возможно, для удобства контроля определенных образовательных структур и как критерий "образованности" при поступлении в школу и т.д.. А нам, родителям, перед кем отчитываться? Перед собой, своей материнской совестью и спокойствием за будущее свое и наших детей. А у нас у всех разве единое мнение по этим вопросам? Может, у великих педагогов и прошлого, и современности оно совпадает? Увы, отнюдь...

Теперь пора вспомнить, с чего мы начали. Когда же учить ребенка читать? Добрая половина родителей дошколят не задает этих вопросов. Когда и как это происходит, подчас даже для них остаётся загадкой. Значит, в читающей среде это происходит само собой. И слава Богу, что дети не обременяли родителей такими заботами, а самостоятельно решили свои проблемы… А давайте вспомним, каким был наш малыш в грудничковом возрасте. У кого-то, возможно, он сейчас именно такой. Присмотритесь к своему ползающему карапузу. Как он удовлетворяет свое природное любопытство? Похоже, более полно и самостоятельно, чем лежащий или сидящий малыш. Вы согласны? Предположим, что так же и с чтением: читающий в дошкольном возрасте видит больше, рисует лучше, интересы его разносторонней, игры богаче, он самостоятельней в жизни. Это не просто слова, это выводы из опыта работы с дошколятами…

Я чувствую, как у родителей нечитающих и совсем маленьких детишек снова встают вопросы. Не торопитесь. Скажите, если вы, взрослый человек, не считаете нужным что-либо делать, можно заставить вас это сделать? Тогда стоит ли заставлять учиться читать «нежелающих» малышей? Не только не стоит, но и не сможете! По крайней мере, не согласуясь с его природными возможностями. Так может, стоит научиться создавать различные варианты моделей развивающей среды, где можно обойтись без объяснений всех прелестей умения читать и без насилия над личностью? Важно помнить одно: модель ситуации, которая вами строится, никак не предполагает конкретную, определенную кем-то норму поведения ребят. Модель есть модель. Наша задача ее выстроить (или поддержать) и дать право действовать детям по своему усмотрению. Вам остается только наблюдать, участвуя в процессе по мере надобности, и делать выводы, ни в коем случае не оценивая ребенка за поступки и не заражая отношения с малышом своей оценкой. И тогда наверняка вы придете к тому же, что и я. Если ребенок не хочет "развивать свою речь", учиться читать и вообще осваивать окружающий мир, то это не значит, что он отстает в развитии или ему это рано. Просто вокруг нет обстановки, которая бы побуждала бы исследовать, экспериментировать со всем, что его окружает…

А у вас сохранилось это желание? А если возродить его без страха зайти куда-нибудь "не туда" или быть непонятыми? Может быть, тогда не придется создавать ситуацию для искусственного "развивания" по вторникам и пятницам с 10.00 до 10.35? А представляете, как легко тогда выйти вместе с детьми на СОобучение, СОтворчество, семейное СОоздоравливание, САМОдеятельность (в лучшем смысле этого слова) всей семьёй. И чем она полнее, тем лучше! Включить бы туда не только бабушек и дедушек (без них семья - не семья), а сестер и братьев со своими семьями, друзей, соседей. И совсем не помеха, если кто-то живет далеко. Лишь бы было желание.

Ну что, рискнем? Тогда - в добрый путь! Пишите нам, звоните, приезжайте на наши встречи, приглашайте к себе…
 

Афанасова А.Г


Пишите мне: afanasova@narod.ru!

  Автор и ведущий сайта - Алёна Афанасова (Бояринова)

© 2001 Образовательный сайт Алёны Афанасовой.

Все права защищены.

Последнее обновление 26.09.12

Москва

Hosted by uCoz