"Нез наю", "генирал" и "через-чюр" – возможно, именно такое
написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние
первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот
такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с
помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники. Как и
ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись
скандалом. Подробнее об этом "МК" рассказала доцент кафедры
стилистики русского языка МГУ Анастасия Николаева.
– Первокурсники журфака только что написали проверочный
диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?
– Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем
каждый год. Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты этого
года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали
8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ,
сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове по 3-4 ошибки,
искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто
невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
– То есть?
– Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт
(пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал,
через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и
102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10%
написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные
знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не
видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали
инопланетян.
– У вас и правда был такой слабый набор?
– В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку –
83. То есть не просто "пятерка", а "суперпятерка", поскольку отличная оценка
по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно,
поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: "Вы получили "супертовар".
А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам
удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!" Кстати, в этом году
благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на
дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем,
журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам
удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем,
филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!
– В чем ее причина?
– В какой-то степени в "олбанском" интернет-языке. Однако главная беда – ЕГЭ.
По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не
писали диктантов с сочинениями – все время лишь тренировались вставлять
пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать,
но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в
тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное
отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет
был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.
– С этим можно что-то сделать?
– По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета.
Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но
надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка
выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане
нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а
жертвы серьезной педагогической запущенности.
– Многих можете потерять?
– Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше
образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе.
Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными
здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые
не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков,
физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла
написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной
коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с
чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами
понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным
занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки.
Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.