Как
учитель учителю...
Все прекрасно
понимают смысл старинного афоризма НАУЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ― МОЖНО ТОЛЬКО
НАУЧИТЬСЯ. Но очень редко можно встретить образовательную
технологию, основанную на "взращивании" собственных познавательных
потребностей, интересов и возможностей детей и взрослых. И уж почти
невозможно найти даже среди них ту, где создание такой обстановки
(образовательного пространства) ставилась бы за главный и
единственный инструмент педагогического воздействия.
Педагогика Сознания
Меня, как педагога, всегда смущала
ситуация "помощи" учителям в виде четкого плана задач, почасовки
занятий или уроков вплоть до их частей. Есть категория учителей,
которым обязательно нужно знать номер задачи, условия урока, который
последует, скажем, через месяц (или позже) после настоящего. Так оно
и должно быть, если ситуация проанализирована, цели уже поставлены и
они полностью совпадают с предложениями автора той или иной
технологии. Но, положа руку на сердце, хорошо ли Вы знакомы с
методикой, с ее эффективностью и последствиями? А насколько тщателен
анализ Ваших условий, и что Вы знаете о своих подопечных, их
потенциалах, потребностях и интересах? Следующий круг вопросов: а
если опыт, темперамент и уровень Вашего ребенка (группы, класса) "не
возьмут" или давно "перепрыгнули" расписанную по минутам программу,
то кто окажется некомпетентным: программа, ее автор или Вы как
педагог, работающий по ней? А если (не дай Бог) что-то не
получается? Тут ведь недалеко и до огульного осуждения системы или
возникновения педагогических и родительских предрассудков! А там…
Интересно, а где-нибудь учат
педагогов чувствовать своих детей (их состояние, сиюминутное
настроение, интересы) как самих себя? А где-нибудь учат учителей
видеть в детях не только потенциальных носителей вливаний взрослых?
А где-нибудь учат педагогов видеть себя не только как
носителей и передатчиков программ, а просто видеть, чувствовать
самих себя? А на занятиях по пед. творчеству или
мастерству, где они еще проводятся, разве об этом речь?… И почему
надо детям давать знания именно в таком порядке, а не в другом?
Почему в джентльменский набор знаний, умений и навыков того или
иного возраста (курса) входят
именно эти, а не
другие? А если невооруженным глазом виден их абсурд?… И как
научиться самостоятельно всесторонне анализировать ситуацию и
результаты своей деятельности? А ставить цель? А планировать
свою деятельность, исходя из анализа и цели? Ведь до сих пор мы
только реализовываем чьи-то, наверняка очень грамотные, но чужие,
технологии! Хотя, признаться, это удобно: голову не ломаем,
ответственность на себя не берем, а гарантированный результат имеем!
И если этот результат соответствует нашим ожиданиям, то
"ура!"
автору технологии. А если нет?… У автора всегда есть возможность
указать на "сбой"
в цепочке действий, т.е. указать на ошибки, и снова вперед (если еще
запал остался…)!
Вы хотите искать ответы на подобные
вопросы? Тогда главное ― не ставить их риторически, типа "Сколько
можно?!", а попытаться
сделать шаг к самостоятельным поискам ответов. Но это станут Ваши
ответы и Ваша, признаться, ответственность за выводы! Итак, для
начала предлагаю полистать труды великих педагогов прошлого,
например, мыслителя и практика, чешского педагога Яна Амоса
Коменского "Великую Дидактику". Что? Проходили по истории
педагогики? Да, но как? Ведь тоже "из обязаловки"! Кто может
похвастаться, что изучал ее целиком и с наслаждением?! Вот то-то… А
ведь там есть чем восхищаться…
Но не только у педагогов прошлого
была возможность осуществить на практике процесс образования,
не деля его на мнимые составляющие обучение и воспитание
и уж никак не выделяя из них наиболее приоритетные (отмечаемые
критериально, а значит и материально). Это педагоги-практики самых
разных направлений и ученые начала и середины нашего века ―
Монтессори, Рачинский, Шацкий, Макаренко, Ушинский, Орф… Это и
современные создатели принципиально нового развивающего (творящего)
пространства для формирования азов само- и со-познания
с сохранением и укреплением физического и душевного здоровья ―
Никитины, Зайцев, Струве… и немногие другие. Почитайте труды их и их
последователей, попробуйте в деле инструментарий, отследите
результаты и очевидные сейчас и долговременные (обязательно во всех
проявлениях), соотнесите с затратами.
Большая просьба к Вам ―
попытайтесь анализировать, а не судить, зацикливаясь на естественных
ошибках становления. В современной, проверенной временем и
масштабом, массовой практике общего образования их куда больше.…
А пока я очень кратко расскажу о
своем выводе. Он может показаться для некоторых крамольным.
Общественный заказ на человека знания себя изживает. Явно
оформляется заказ на человека здорового телом, психикой,
интеллектом, душой. А это значит, что будущее
―
за технологиями образования, основанными на создании развивающегося
пространства, в котором человек формируется и проявляется в
заданном своей физиологической, психологической и социальной
природой (но не гос. программой!), направлении и темпе,
сполна реализует свои творческие потенции, учится жить в гармонии с
собой и окружающим его миром!
Либо мы помогаем раскрыться ей (природе) в человеке или коллективе,
либо мешаем и, соответственно, калечим и,
замечу,
калечимся сами. Развивающееся пространство включает в себя создание
такой атмосферы, где процесс познания обрастает конкретным смыслом
для реализации не в далеком неведомом будущем и не ради оценки, а
здесь и теперь в сиюминутном Деле. Кстати, игра
― тоже Дело, но только если это
игра, а не заигрывание под названием "игровой прием" (по сути
завлекаловка к тетиной обязаловке). В настоящей игре итоги не
оцениваются, а уважаются как произведения жизнетворчества, и здесь
возможен лишь корректный, исключительно позитивный анализ, результат
которого может стать источником дальнейшего развития среды.
Какое интересное переосмысление
ждет нас!
Так что есть цель моего образования?
Декларированное, неподтвержденное на практике всестороннее развитие
личности или готовность (потребность, умение и решимость) жить,
развиваясь, в гармонии со своей природой, с окружением, т.е.
комфортно и ответственно?
Что есть содержание моего
образования? Независимые от моего существования и потребности
школьные дисциплины, через которые все равно придется пройти,
или Я и все, что меня окружает и что мне действительно интересно?
Какие формы приобретает мое
образование? Временной отрезок под названием «урок», одновозрастной
класс и отношение "учитель и ученик", где общение с самим собой и
между собой искусственно сводится к минимуму, или система
усложняющихся совместных "детско-взрослых" Дел, в результате которых
развиваются отношения "ученик и ученик", "человек и природа",
"человек и социум". И где понятия нравственность и духовность
становятся не чем-то запредельным, недосягаемым и потусторонним, но
вполне проявленным, конкретным результатом. А при выборе
инструментов, т.е. технологий, используемых для построения
развивающегося пространства, мы руководствовались бы такими
критериями, как естественность (т.е. природосообразность,
помноженная на рациональность), простота, безопасность, доступность
(и психологическая, и экономическая), эффективность (ответственное,
осмысленное соответствие всех результатов и всех
затрат между собой).
Дело за "малым" ― осознать
историческую необходимость подготовки педагогов не как потребителей,
накопителей и "передатчиков" готовых программ любой ценой на всех
уровнях образования, а как "садовников" (Я.А.Коменский),
взращивающих новое поколение, и создателей своих авторских
технологий, и быть готовыми принять их в государственном масштабе.
Охота пуще неволи
Давно замечено, что любые виды
творчества (в том числе и педагогического) проявляются там, где
запущен механизм жажды целенаправленной самостоятельной
деятельности. Можно сказать по-другому: спущены тормоза,
ограничивающие эту самую деятельность. В противном случае творчество
все равно проявляется, но не само по себе (т.е. естественно, как в
природе), а с целью преодоления препятствия (тормоза), значит, с
элементами агрессии. Если творчество проявляется как борьба с
тормозом, то после победы порывы вдохновения затухают – ведь цель
достигнута! Или переносятся на новую цель, как правило не менее
агрессивную, т.к. опыт предыдущей «удачи» обычно вдохновляет на
новые подвиги. А если препятствие преодолеть не удается, то
творчество подменяется стереотипностью поведения с пристрастным
наблюдением за окружающими, дабы те не выходили из тех же рамок.
Условно все образовательные
технологии можно разделить на две категории: 1-я категория включает
в себя те, что даются как четкий алгоритм действий, что позволяет с
некоторой гарантией добиться определенных заранее ожидаемых
результатов (обычно речь идет о знаниях, умениях и навыках, т.е.
ЗУНах), 2-я же исходит из предоставления условий для их
проявления и саморазвития. В результате главная задача первой –
постановка дидактического навыка любым путем (часто за счет
здоровья, отношений и т.д.), вторая – развивает навыки
коммуникабельности в индивидуальном творчестве или общем деле, при
этом забота о ЗУНах автоматически переносится с педагога на самого
участника общего дела. Начальный возраст или уровень
коммуникабельности и даже содержание деятельности значения не имеют,
т.к. это в одинаковой мере относится и к детям раннего возраста и к
группе взрослых людей. Качество же этих ЗУНов чаще всего не только
не страдает, но и поднимается на порядок по сравнению с ЗУНами,
добытыми традиционным (или даже «улучшенным») путем.
Похоже, что русская поговорка «охота
пуще неволи» в первую очередь относится к технологиям второй
категории. Те педагоги, что учат подопечных (и юных детсадовцев и
студентов - будущих педагогов) гармонично строить свои отношения с
собой и ближайшим окружением, включая тем самым механизм Само- и
Со-познания, имеют больше шансов для постановки навыка, во-первых,
самостоятельности, позитивного деятельного отношения к себе, своему
здоровью, своей судьбе, близким, окружающему миру; во-вторых,
проявления практического творчества во всех жизненных ситуациях.
Взрослых перестают волновать надуманные проблемы мотивации учебной
деятельности. Это остается заботой педагогов, работающих в режимах
технологий первой категории, пекущихся о более легкой доставке
готовых знаний в наиболее красивой и удобоваримой упаковке. Но ведь
давно замечено, что любые попытки адаптировать содержание к возрасту
или уровню восприятия ведет к искажению информации, которое мы же
потом тщетно пытаемся преодолеть.
Создается впечатление, что пока
главной заботой педагогов будет приспособление необходимого
(базового) уровня ЗУНов к конкретным субъектам, у нас постоянно
будут вставать проблемы со здоровьем, социализацией,
ответственностью (или безответственностью) за принятые решения…
Может, надо заниматься не базисным уровнем или подгонкой своих
подопечных к общественному заказу, а ими самими? Создавать
развивающиеся (готовые к динамике) среду и пространство на
основе естественных потребностей в общении, развитии, признании себя
и окружающих как всегда уникальных и интересных, наблюдать, не
критически оценивая, а делая выводы и деликатно руководя?
Первопроходцев всех времен, народов
и национальностей всегда воспринимали как людей не от мира сего. Мы
не исключение, нам тоже тяжело понять новаторов в образовании,
отделить зерна от плевел. Есть вещи, которые ценятся со временем.
Еще труднее преодолеть собственную инерцию и наносные педагогические
установки (по сути - предрассудки). Ведь нам, педагогам, знания
давались так же, в готовом виде. А наши дети тем временем растут…
Может, надо начать с нас же,
учителей? Для начала проверить на себе некоторые педагогические
воздействия, которые мы просто принимаем на веру, записывая на
лекциях в вузах, на курсах повышения квалификации, бездумно
переносим на детей. Как мы можем знать, что творится с ребятами во
время учебного процесса, не пережив подобное в качестве участника, а
не руководителя? Вот когда поиграем сами, перечувствуем, послушаем
высказывания (порой полярные) по поводу пережитого от соучастников,
только тогда и сможем понять разные результаты собственного
воздействия на детей и сделать выводы относительно используемой
технологии.
Следующим этапом должен стать анализ
того самого базового минимума, данного свыше детям в освоение.
Похоже, что он действительно необходим, но, принятый сейчас как
государственный, кощунственно мал! А если зацикливаться на
конкретных способах подачи информации (как правило, психологически
безграмотных, но привычных) и продолжать игнорировать свои личные
интересы и конкретные потребности своих подопечных, то и он
умудряется стать трудно доступным для немалой части далеко неглупых
детей!
Зачем их учить или чего мы боимся?
Недавно одна моя
знакомая с упоением соскучившегося по работе педагога рассказывала,
как учит второклашек талантливая учительница в одной из московских
школ. У нее-де
замечательная методика, наработанная опытом и любовью к детям… Но
одна из фраз в ее
рассказе меня насторожила.
Прозвучала она примерно так: “Дети пишут в течение дня довольно
много (два-три упражнения на уроке, одно дома каждый день), много
читают в классе и дома, но моя 4-летняя
дочь
читает быстрее и
осмысленнее,
пишет так же аккуратно…
А главное, ей это интереснее, чем
ее
ученикам… Хотя вроде и
никто не заставляет…” Вот последние сказанные слова особенно запали
мне в душу.
Что же хочет на самом деле любой
нормальный учитель от своих детей? Скорее всего, чтоб не стыдно было
за плоды своего труда при выпуске детей, т.е. чтобы красиво и
грамотно писали, быстро и осмысленно читали, решали задачки и
щелкали примеры как орешки. А если при этом еще и станут более
самостоятельными, увлеченными, разными и дружными, раскроются
многогранные таланты, станут невозможными болезни “от нервов” и
перегрузок… – ну это конечно замечательно, но, во-первых, это
недосягаемая цель, к которой можно только стремиться, во-вторых,
очень ли удобно с неугомонными, знающими больше, чем положено,
разными, возможно даже непредсказуемыми…
Вот тут, на практике, и проверяется
истинность наших стремлений!
Так значит, на самом
деле талант педагога определяется тем, насколько легко его дети
овладевают ЗУНами?! Кстати, и базисный стандарт определяется ими же.
А вот такие вещи как желание учиться (потребность в саморазвитии),
уровень физического, интеллектуального и психологического здоровья и
душевного комфорта, степень раскрытия талантов, коммуникабельность,
самостоятельность на уровне само-Деятельности (т.е. качества
личности и коллектива, определяющие их развитие) становятся
уделом внеклассной работы и
дополнительного
образования. А в школе в лучшем случае вспомогательными для усвоения
ЗУНов, в худшем – отвлекающими. И редко кому из педагогов основного
образования приходит в голову сделать их задачами первостепенной
важности!
А если такое
происходит, и учитель вдруг поставит такие задачи наравне с задачей
овладения ЗУНами (или даже выше), то дальше раскрывается просто
бездна забот. Придется пересмотреть последовательность содержания
обучения, соотносясь с потребностями конкретных детей и своими
(педагогическими). Предугадать возможные последствия, быть готовыми
к следующим шагам… Затем научиться быстро перестраивать планы
занятий или уроков в зависимости от ситуации. Убедиться, что
дидактическое планирование превращается в насилие и мало общего
имеет с единственно ведущей деятельностью всех возрастов, с
игрой. Причем с мудро продуманной игрой, перед которой
удастся поставить реальные воспитательные задачи, не теряя, а
многократно умножая качество ЗУНов за счет непроизвольности
психологических процессов, происходящих и в каждом, и коллективе.
Но прежде, чем удастся
овладеть высшим пилотажем педагогического искусства, надо съесть пуд
соли переосмысления. А такой пуд не предложит вам ни один
университет. Гораздо проще снабдить учителей готовым планом,
проверить его наличие и проконтролировать его выполнение.
Педагогическое творчество же свести к энциклопедичности знаний,
театральным талантам учителя. Заботу о здоровье - к режимным
физ.паузам, оздоровительным прогулкам, организации "фито-бара",
развешиванием ламп Чижевского и контролем за проветриваниями…
Так где же находится
тот заветный пуд соли, который надо съесть, чтобы стать Учителем с
большой буквы? Где учат на педагога-волшебника? Наверное, там где
позволено наиграться с единомышленниками всласть так, как не
успевали сами в детстве. Уже взрослым умом анализировать свои
детские личные и групповые ощущения, делать выводы, ставить цели,
проектировать и реализовывать свои игры с детьми и коллегами
и вновь анализировать.
Это настолько сложный процесс, что
до раскрытия своих истинных педагогических талантов "доживают"
единицы. А уж следующие шаги в мир осознания педагогического
искусства, не отработав первые, одному без моральной и
информационной поддержки просто невозможно. Пока только плодятся и
размножаются технологии-алгоритмы: "делай раз, делай два…".
Подобную самокоррекцию можно было бы
назвать педагогическим проектированием. Но и это название весьма
условно, т.к. у разных педагогов за ним уже может стоять свой опыт.
Для желающих разбираться в мире спонтанно рождающихся
образовательных технологий, для групповых доработок своих авторских
методик различных направлений планируются практические игровые
встречи на нашей кафедре. Возможно, где-то уже ведутся такие
занятия. Очень хотелось бы объединить усилия. Может быть все вместе
мы смогли бы помочь развитию такого образования!
Афанасова А.Г. |