Non scholae, sed vitae discimus    Не для школы, но для жизни учимся (лат.)

Образовательный сайт Алёны Афанасовой (Бояриновой)

Наши друзья:

маркированный список

"Методики Н.Зайцева"

маркированный список

Сайт семьи Никитиных

маркированный список

Сайт Владимира Базарнова

маркированный список

Лаборатория социо-игровой педагогики "АЗЪ"

маркированный список

Педагогическая литература

маркированный список

Театр "Солнечный принц"

маркированный список

"Буквица"

маркированный список

Семейная Школа "Исток"

маркированный список

"Школа Волшебников"

маркированный список

ягкая Школа"

маркированный список

Сайт Лены Даниловой

маркированный список

"Маленькая капелла"

маркированный список

Социальный Центр «Развитие»

маркированный список

Поселение Майское и проект "Исток"

маркированный список

"Женское счастье" от Ольгы Валяевой

Школьная Библиотека

Парадный подъезд | Карта сайта | Родительская Вопросотека | Идея СПША | Пед. студия "Путь Автора"  | Школьная Библиотека  | Педагогические посиделки | Зайцевская страничка | Фотоальбом Конференции| Об авторе сайта | Гостевая Книга | Архив "Старой Гостевой" | Родовое поместье 

Как учитель учителю...

Жизнь - штука тяжелая...

... если решать чужие или вообще непонятно чьи проблемы. А чьи проблемы решает дитя, переступив порог школы или даже детского сада? Сначала мамы (ведь ей надо работать, чтобы его же содержать), затем педагога, которому "приходится" с детьми работать. Нашему же дитятке придется научиться "выдавать" знания, умения и навыки (ЗУНы), определенные кем-то невидимым, но очень важным. А с педагога спросят объем этих самых ЗУНов в детских головках, ведь только от этого зависит его материальное и моральное благополучие да от умения правильно оформить и представить свой труд вышестоящим органам.

Как же сделать, чтобы ЗУНы там получше разместились? Ну, конечно! Введём "игровые" методики (завлекаловку к обязаловке). Психологи же говорят, что если задействовать эмоциональное непроизвольное внимание, то объем памяти возрастает. Что еще можно подключить для более легкого решения проблем взрослых? Много-много всяких приёмчиков из разных современных наук. Например, из психологии (как правильно детей посадить, когда развлечь), физиологии и гигиены (когда поднять и сделать физ. паузу...), кинизеологии (как снять и свести к минимуму зажимы, комплексы, которые неизбежны в таком учебном процессе и очень мешают закладке ЗУНов), даже из новомодной валеологии берётся не содержание, а некоторые элементы (больным же детям не "впихнуть"!) и т. п..

Уважаемые коллеги, а помните каверзный вопрос преподавателя педагогики на экзамене: "Какова цель образования?" И Вы должны были ответить: "Гармоничное, всестороннее развитие личности!".

А теперь напрягите свое образное воображение и представьте картинку (однажды я оказалась свидетелем такой):

Две учительницы - пенсионерки пьют чай на кухне и неспешно беседуют.

― Κолю-то Воробьева всё-таки посадили. Сколько раз я ему говорила! Эх, какой мальчик был... Ни одна олимпиада без него не проходила. Надо ж так ― профессиональный взломщик...

― А Раечку Нагорную помнишь? Ну что стихи про Родину на праздниках читала. Как читала! Теперь с детьми на вокзале подаяниями живёт. Вчера соседка моя ее там видела, говорит, совсем спилась.

― Слушай, зато я Федьку из "Б" класса, ну, помнишь, как его? Морозова! На днях видела. Он со своими молодчиками в свою (называется иномарка машины) сел, рванул, меня всю грязью забрызгал. Эх, как был хулиганом, так им и остался!

― Твой хулиган выстроил замок за городом, какой и в сказке не описать, в банке работает, выставляться на выборах собирается.

― Да что ты! У него же по всем предметам хвосты были, да и по несколько лет он во многих классах сидел!

― То-то и оно...

― Да-а...

Вариации таких разговоров Вы возможно слышали, а может быть и вели в определённом кругу.

Что же это происходит? Мы столько лет "всесторонне развивали", а направить или хотя бы разглядеть будущее своих детей не смогли! Те, у кого ЗУНы были в полном объеме и на "пять", совсем не там, где им пророчили быть. А те, кто сейчас "в седле", с иронией и ностальгией хвастаются, как весело и плохо они учились в школе. И вот престиж государственного образования уже на нуле не только у школьников и их родителей, но даже у дошколят.

Ещё не все психологи заметили, что ведущая деятельность младших школьников перестает быть учебной, а как-то плавно переливается из игровой в дошкольном детстве сразу в общение между собой (что по моим представлениям есть взгляд на одно и то же под разным углом).

Что же делать? А может развести между собой понятия "ЗУНы" и "всестороннее развитие личности"? Тем более, что за первое некоторые уже научились отвечать, а второе так и не наступило. Но ведь тогда и платить педагогам придется не за объем первых, а за проявления "всесторонней развитости" (на самом деле, изменения качеств личности). Какими же они могут быть? По моим представлениям, это, во-первых, умение выживать (чему пока никак на традиционных уроках не научить, только в непосредственной жизни), во-вторых, находить свое место в жизни и брать на себя полную ответственность за то, что делаешь или не делаешь. Все это просто невозможно без умения анализировать свою жизнь (в любом возрасте, на любом этапе) с точки зрения 1. самостоятельности, вернее самоорганизации (себя, семьи, учреждения, двора, села или города, страны, мира ...) и эффективности этой жизни; 2. кооперантной готовности или готовности к объединению для решения своих (а не придуманных тётей) задач с соседом, товарищем, мамой, классом, другой школой, другим городом, другой страной, другим миром...; 3. готовности творчески подходить к любой меняющейся обстановке и Творить самого себя, свое Дело, свои отношения с окружающим, свою судьбу, где теряет смысл разговор о творческих и не творческих видах труда, а только о Вашем отношении к нему; 4. ответственности за здоровье своего тела, своего разума, психики, души, наконец; за здоровые отношения с собой, своей семьей, классом, школой, двором, городом, страной, миром...

Вы чувствуете, что я говорю уже не о педагогике школы или детского сада? Речь идет о педагогике самой жизни, человеческой эволюции. Эх, на себе бы да вовремя почувствовать результаты такого образования...!

Вот интересно, а могут ли существовать стандарты такого образования? Или по каким критериям судить о результатах педагогического труда? А если по критериям той же жизни? Например, при переходе из детского сада в начальную школу педагоги анализируют а) уровень самообслуживания детей как каждого, так и целой группы; б) уровень осмысления ощущений (своего тела, души, ощущений ближнего); в) готовность организовать или принять участие в общем деле и достойно довести до конца или вовремя перевести в следующее дело; г) умение определить свое место в общей деятельности ответственно, комфортно, бесконфликтно и по силам; д) уровень проявления творчества во всех видах деятельности. А в результате оценивается качественное состояние доброты, взаимопомощи, Со-Трудничества в коллективе, ответственности за принятое или непринятое решение. Неплохо бы сюда подключить формирование ответственности у самих педагогов за фактическое состояние душевного, телесного, умственного здоровья свое и детей, а не сваливать ее на медиков (им бы с заболеваемостью разобраться!).

А вот теперь скажите пожалуйста, можно ли выработать всеобщие стандарты по этим направлениям? Вот-вот... В результате мы встали перед необходимостью встречать детей такими, какими они пришли. Так же (по тем же направлениям) проанализировать состояние качеств личности каждого и целого класса при переходе в среднюю школу и т. д. И аттестовывать педагогов по результатам анализа такого труда.

Получается, что не учителям школы надо проверять степень готовности детей к восприятию, усвоению порой в нечеловеческих, педагогически и психологически безграмотных, условиях и выдачи при первой необходимости ЗУНов, а педагоги предыдущей ступени, например, детских садов, должны быть уверены, что их работа не останется невостребованной в школе, а будет продолжаться по этим же направлениям. А учителя каждый новый класс будут воспринимать как уникальный и неповторимый, но и работу придется планировать и реализовывать совместно с детьми. Учиться творить же будут и учителя, и ученики, то есть дети вместе с педагогами автоматически выйдут на самообучение и саморазвитие.

Вопрос из зала: А как же быть с ЗУНами? Не будет ли их качество страдать по сравнению с качеством их в традиционной педагогике? Давайте представим себе: если мы будем учить решать проблемы самих потенциальных гармонично развитых личностей на основе их же потребностей в поиске смысла жизни, самоутверждении и в общении с себе подобными, получится ли это без исследования этого мира, без процесса познания? И сможет ли при этом страдать качество ЗУНов?! Да они становятся гораздо более полными и объемными, непротиворечивыми, неискаженными, самостоятельно добытыми, своевременными в каждом конкретном случае, а поэтому незабываемыми, эмоционально и духовно разносторонними, и... у каждого свои! Что делает людей уникальными, необходимыми друг другу, счастливыми...!

А вдруг все это возможно? И жизнь окажется штукой полегче...

Афанасова Алёна


Пишите мне: afanasova@narod.ru!

  Автор и ведущий сайта - Алёна Афанасова (Бояринова)

© 2001 Образовательный сайт Алёны Афанасовой.

Все права защищены.

Последнее обновление 26.09.12

Москва

Hosted by uCoz