Как учитель учителю...
Жизнь - штука тяжелая...
... если решать чужие или вообще непонятно чьи проблемы. А чьи проблемы решает
дитя, переступив порог школы или даже детского сада? Сначала мамы (ведь ей надо
работать, чтобы его же содержать), затем педагога, которому "приходится" с
детьми работать. Нашему же дитятке придется научиться "выдавать" знания, умения
и навыки (ЗУНы), определенные кем-то невидимым, но очень важным. А с педагога
спросят объем этих самых ЗУНов в детских головках, ведь только от этого зависит
его материальное и моральное благополучие да от умения правильно оформить и
представить свой труд вышестоящим органам.
Как же сделать, чтобы ЗУНы там получше разместились? Ну, конечно! Введём
"игровые" методики (завлекаловку к обязаловке). Психологи же говорят, что если
задействовать эмоциональное непроизвольное внимание, то объем памяти возрастает.
Что еще можно подключить для более легкого решения проблем взрослых? Много-много
всяких приёмчиков из разных современных наук. Например, из психологии (как
правильно детей посадить, когда развлечь), физиологии и гигиены (когда поднять и
сделать физ. паузу...), кинизеологии (как снять и свести к минимуму зажимы,
комплексы, которые неизбежны в таком учебном процессе и очень мешают закладке
ЗУНов), даже из новомодной валеологии
берётся не содержание, а некоторые
элементы (больным же детям не "впихнуть"!) и т. п..
Уважаемые коллеги, а помните каверзный вопрос преподавателя педагогики на
экзамене: "Какова цель образования?" И Вы должны были ответить: "Гармоничное, всестороннее развитие личности!".
А теперь напрягите свое образное воображение и представьте картинку (однажды я
оказалась свидетелем такой):
Две учительницы - пенсионерки пьют чай на кухне и неспешно беседуют.
― Κолю-то Воробьева всё-таки посадили. Сколько раз я ему говорила! Эх, какой
мальчик был... Ни одна олимпиада без него не проходила. Надо ж так ―
профессиональный взломщик...
― А Раечку Нагорную помнишь? Ну что стихи про Родину на праздниках читала.
Как читала! Теперь с детьми на вокзале подаяниями живёт. Вчера соседка моя
ее там видела, говорит, совсем спилась.
― Слушай, зато я Федьку из "Б" класса, ну, помнишь, как его? Морозова! На
днях видела. Он со своими молодчиками в свою (называется иномарка машины)
сел, рванул, меня всю грязью забрызгал. Эх, как был хулиганом, так им и
остался!
― Твой хулиган выстроил замок за городом, какой и в сказке не описать, в
банке работает, выставляться на выборах собирается.
― Да что ты! У него же по всем предметам хвосты были, да и по несколько лет
он во многих классах сидел!
― То-то и оно...
― Да-а...
Вариации таких разговоров Вы возможно слышали, а может быть и вели в
определённом кругу.
Что же это происходит? Мы столько лет "всесторонне развивали", а направить или
хотя бы разглядеть будущее своих детей не смогли! Те, у кого ЗУНы были в полном
объеме и на "пять", совсем не там, где им пророчили быть. А те, кто сейчас "в
седле", с иронией и ностальгией хвастаются, как весело и плохо они
учились в школе. И вот престиж государственного образования уже на нуле не
только у школьников и их родителей, но даже у дошколят.
Ещё не все психологи заметили, что ведущая деятельность младших школьников
перестает быть учебной, а как-то плавно переливается из игровой в дошкольном
детстве сразу в общение между собой (что по моим представлениям есть взгляд на
одно и то же под разным углом).
Что же делать? А может развести между собой понятия "ЗУНы" и "всестороннее
развитие личности"? Тем более, что за первое некоторые уже научились отвечать, а
второе так и не наступило. Но ведь тогда и платить педагогам придется не за
объем первых, а за проявления "всесторонней развитости" (на самом деле,
изменения качеств личности). Какими же они могут быть? По моим представлениям,
это, во-первых, умение выживать (чему пока никак на традиционных уроках не
научить, только в непосредственной жизни), во-вторых, находить свое место в
жизни и брать на себя полную ответственность за то, что делаешь или не делаешь.
Все это просто невозможно без умения анализировать свою жизнь (в любом возрасте,
на любом этапе) с точки зрения 1. самостоятельности, вернее самоорганизации
(себя, семьи, учреждения, двора, села или города, страны, мира ...) и
эффективности этой жизни; 2. кооперантной готовности или готовности к
объединению для решения своих (а не придуманных тётей) задач с соседом,
товарищем, мамой, классом, другой школой, другим городом, другой страной, другим
миром...; 3. готовности творчески подходить к любой меняющейся обстановке и
Творить самого себя, свое Дело, свои отношения с окружающим, свою судьбу, где
теряет смысл разговор о творческих и не творческих видах труда, а только о Вашем
отношении к нему; 4. ответственности за здоровье своего тела, своего разума,
психики, души, наконец; за здоровые отношения с собой, своей семьей, классом,
школой, двором, городом, страной, миром...
Вы чувствуете, что я говорю уже не о педагогике школы или детского сада? Речь
идет о педагогике самой жизни, человеческой эволюции. Эх, на себе бы да вовремя
почувствовать результаты такого образования...!
Вот интересно, а могут ли существовать стандарты такого образования? Или по
каким критериям судить о результатах педагогического труда? А если по критериям
той же жизни? Например, при переходе из детского сада в начальную школу педагоги
анализируют а) уровень самообслуживания детей как каждого, так и целой группы;
б) уровень осмысления ощущений (своего тела, души, ощущений ближнего); в)
готовность организовать или принять участие в общем деле и достойно довести до
конца или вовремя перевести в следующее дело; г) умение определить свое место в
общей деятельности ответственно, комфортно, бесконфликтно и по силам; д) уровень
проявления творчества во всех видах деятельности. А в результате оценивается
качественное состояние доброты, взаимопомощи, Со-Трудничества в коллективе,
ответственности за принятое или непринятое решение. Неплохо бы сюда подключить
формирование ответственности у самих педагогов за фактическое состояние
душевного, телесного, умственного здоровья свое и детей, а не сваливать ее на
медиков (им бы с заболеваемостью разобраться!).
А вот теперь скажите пожалуйста, можно ли выработать всеобщие стандарты по этим
направлениям? Вот-вот... В результате мы встали перед необходимостью встречать
детей такими, какими они пришли. Так же (по тем же направлениям)
проанализировать состояние качеств личности каждого и целого класса при переходе
в среднюю школу и т. д. И аттестовывать педагогов по результатам анализа
такого труда.
Получается, что не учителям школы надо проверять степень готовности детей к
восприятию, усвоению порой в нечеловеческих, педагогически и психологически
безграмотных, условиях и выдачи при первой необходимости ЗУНов, а педагоги
предыдущей ступени, например, детских садов, должны быть уверены, что их работа
не останется невостребованной в школе, а будет продолжаться по этим же
направлениям. А учителя каждый новый класс будут воспринимать как уникальный и
неповторимый, но и работу придется планировать и реализовывать совместно с
детьми. Учиться творить же будут и учителя, и ученики, то есть дети вместе с
педагогами автоматически выйдут на самообучение и саморазвитие.
Вопрос из зала: А как же быть с ЗУНами? Не будет ли их качество страдать по
сравнению с качеством их в традиционной педагогике? Давайте представим себе:
если мы будем учить решать проблемы самих потенциальных гармонично развитых
личностей на основе их же потребностей в поиске смысла жизни, самоутверждении и
в общении с себе подобными, получится ли это без исследования этого мира, без
процесса познания? И сможет ли при этом страдать качество ЗУНов?! Да они
становятся гораздо более полными и объемными, непротиворечивыми, неискаженными,
самостоятельно добытыми, своевременными в каждом конкретном случае, а поэтому
незабываемыми, эмоционально и духовно разносторонними, и... у каждого свои! Что
делает людей уникальными, необходимыми друг другу, счастливыми...!
А вдруг все это возможно? И жизнь окажется штукой полегче...
Афанасова Алёна
|