Семейное образование
Газета «Жизнь Евразии», 2004г., июль-август
Вести ребенка за руку
Мои
дети в школу никогда не ходили, они получили семейное образование. Старшему сыну
18 лет, сейчас он студент 3 курса МВТУ им. Баумана. Средний сын — студент 2
курса Медицинского училища, а дочь — ученица 9 класса. Я никогда не доверяла
посторонним людям воспитание и образование своих детей и не жалею об этом. Когда
"растешь" вместе с ними, да еще внимательно наблюдаешь и анализируешь
происходящие изменения, то начинаешь лучше понимать их. Потом это просто безумно
интересно
Самыми трудными оказались начальные классы. Подстроившись под индивидуальный
ритм жизни каждого, нужно было разработать и организовать режим занятий и
отдыха. Училась понимать и чувствовать, когда следует настоять на своем, а когда
нужно уступить. Для этого пришлось проработать уйму литературы, держать
открытыми уши и глаза — вдруг где-то проскользнет подсказка. "Началка" — самый
важный период в жизни ребенка. Я согласна с И.М. Чапковским в том, что задача
родителей — "вести ребенка за руку", вести аккуратно, чтобы не погас огонь в
глазах, чтобы познавательный интерес рос, а не угасал. В течение дня мы
занимались буквально по 10–15 минут, чтобы ребенок не уставал. В этом мне очень
помогла "Автодидактика" В А. Куринского, с помощью которой мне удалось весь
накопленный материал уложить в стройную систему предложенных им технологий
самообразования.
Семейное образование — действительно семейное, особенно в начальной школе. А
дальше нужно дать возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным,
постепенно снимая контроль. Нужно доверять ему и помогать только тогда, когда он
об этом попросит. Это возможно, если ему интересно учиться.
Если
ребенок научился планировать свое время по всем школьным предметам и освоил
систему занятий, то он имеет возможность планировать свое время в соответствии
со своими интересами на ближайшее будущее. Ребенок по какому-то предмету сделал
больше, по какому-то меньше, где-то "посачковал", но он знает, что в конце
четверти должен сдать определенный объем материала.
В
этом отношении у меня было не так много проблем: старший сын схватывал все на
лету. Остальные тянулись за ним, не желая отставать. Мальчики помогали друг
другу, много читали, а дочка, открыв рот, слушала. В конце концов она сама в 5
лет научилась читать, причем книгу держала вверх ногами, поскольку привыкла
сидеть напротив мальчиков.
В
конце каждой четверти мы ходили в школу сдавать зачеты, и дети шли туда с
удовольствием. Они не боялись зачетов и экзаменов, им хотелось пообщаться с
учителями как с коллегами. У детей не было стресса, потому что они всегда знали
намного больше, чем требовалось. Всегда находили время на прогулки, общение с
друзьями и спорт.
Вместе с родителями "трудных" детей, мы организовали клуб, где родители могли бы
обменяться опытом, обсудить школьные проблемы, поделиться советом, помочь друг
другу. Мы придумывали задания им, а они нам. А поскольку мы все занимались
изобразительным творчеством в студии, то, в конечном счете, родилась программа
"Дети рисуют учебники", где ребенку давалась "игрушка", которую надо было
разобрать. Каждый должен был создать свой собственный учебник по начальной
школе, разработать методические пособия, придумать задачи, написать аннотацию,
подготовить шпаргалки и т.д., а потом пойти в школу и провести урок в младших
классах. Помимо этого мы учили их учиться технологиям самообразования. Со
старшими было уже проще. Они занимались самостоятельно. Мы их этому научили.
Марина Байкова
Автор окончила МГУ им. Ломоносова,
по образованию историк, преподаватель
|