(Доклад к Научно-практической конференции
«Методики Н.Зайцева»
20-23
марта
1999г.,
г.Москва).
Н.А.Зайцев и педагогическое мастерство
Non scholae, sed vite discimus.Не для школы, но для жизни учимся.латинское изречение
В западных странах отмечается характерная особенность, принятых
в системах образования, – культ технологии (это наблюдается не только в
образовании). Эффективность работы учителя определяется алгоритмом процесса,
в который вовлечены дети. Там давно объявлена охота за технологиями,
гарантирующими результат.
Зато на Востоке во все времена особое значение придавалось роли
личности Учителя. Готовность постигать знания определяется степенью доверия
к Гуру.
Но мы с Вами оказались между Востоком и Западом, и сейчас наше
образование на перепутье. И мы дружно со всей страной и системой образования
шарахаемся из стороны в сторону. То и дело у нас возникают школы то с
культом чистоты технологий, гарантирующих усвоение знаний, умений и навыков,
то громкого имени и «духовно-нравственности» учения, не учитывающих
потребностей субъектов образования, их окружение и реальную жизнь
конкретного общества, а то и с «компотом» того и другого в одних стенах.
И мало где занимаются не столько специально организованным
процессом обучения, сколько реальным совместным житием взрослых
и детей. Еще меньше шансов встретить технологию раскрытия души
и становления личности в общем Деле здесь и сейчас,
в естественном доверии к Учителю и соучастникам процесса. А ведь похоже, что
этот интегративный подход наиболее соответствует общинной душе россиянина. И
уж почти нет в России программ подготовки таких Учителей для подобных Школ.
Ближе всех к массовому «производству» уникальности Учителей
стал, сам того не ведая, Николай Александрович Зайцев.
Интуитивно чувствуя, что разгадка тайны Зайцева где-то близко,
мы идем к нему с надеждой, что он даст нам некий алгоритм, владея которым
можно будет облегчить работу нам, педагогам, и жизнь детям. И мы готовы к
усвоению программы «делай раз», «делай два» (именно так давали знания нам и
продолжаем давать мы сами)… Но тут происходит что-то странное: Зайцев
говорит: «Нет четких установок, что за чем. Думайте сами!». И при внешней
вроде бы простоте и сногсшибательности результатов, схватить процесс голыми
руками не удается. Нет, не то чтобы не получается «как у него» (скорее, это
удается даже слишком быстро), а вот зачем мы это делаем, что дальше с
этим делать, – непонятно. Сами догадаться не решаемся, боимся. И все же
интуитивно приходим к пересмотру всей привычной системы образования, и
своего образования в первую очередь. Гораздо легче придумать технологию
преодоления архисложных проблем, которых на самом деле не существует.
Необязательность же их героического преодоления просто обескураживает! Но
ведь проблемы есть плод нашего же отношения к жизни, в частности, к процессу
образования! И об этом речь идет на всех его курсах, красной нитью проходит
через всю книгу… Но мы не слышим и снова пристаем с вопросами: «А как быть,
если…?» Мы не готовы видеть, что эффективность методики не в самом
алгоритме, он предельно прост. Эффективность – в смене ценностей.
Методика имеет целью: не научить читать, писать и считать, а
жить, реализуя и развивая естественную детскую потребность в
чтении, письме и счете. В результате дидактические задачи растут
не столько с возрастом или навыками, сколько с возможностью планомерно
увеличивать масштаб общего Дела, задумываемого и
осуществляемого самими детьми и вместе с ними. А заодно, исподволь,
незаметно для ребят и немучительно для взрослых, мы получаем вместе с
навыками грамотного письма, чтения и счета и опыт самостоятельных решений,
совместных переживаний, жизненного творчества, прививку от черствости и
безответственности и многое другое. Между всем прочим, лишаемся «прелестей»
дидактоневроза и дидактогении, проблем мотивации учебной деятельности,
соматических заболеваний и т.д. Но так как это не является критериями
«базовых стандартов», то и не подлежит выдаче «на гора». И оцениться
по достоинству сможет гораздо позже уже выросшими детьми. А вот к такой
удаленности перспективы готовы далеко не все.
Но кто готов к этому сейчас и не ждет от Зайцева и «иже с ним»
готового алгоритма по «просто письму, чтению и счету» и догадывается что
за этим стоит, тому флаг в руки, наши душевные объятия и распахнутые
двери Семейно-Педагогической Школы Автора. Давайте дружить домами,
обмениваться опытом и составлять программы Детской Жизни и нашего
сотрудничества, не оценивая, но анализируя. И еще: постараемся избежать
педагогических догм и умозрительного осуждения. Как мы можем судить, к чему
приведет тот или иной прием, пока не попробуем его в деле? А вот когда
попробуем, тогда соберемся и проанализируем, что же у нас получилось, какими
средствами, где и как это можно с пользой применять…
Удивительно, что происходит с детьми и педагогами при грамотном
использовании методики Зайцева - достаточно только послушать выступающих на
этой конференции. С детьми происходят удивительные вещи, но не менее
удивительно влияние и на педагогов. Музыканты, например, пересматривают цели
и средства муз. образования (разве об этом говорил Николай Александрович?);
художники, продолжая прививать вкус к занятиям изобразительным творчеством,
применяют методику для формирования навыка описательного устного и
письменного рассказа, что напрямую связано с литературным творчеством; даже
педагоги физ. воспитания нашли возможность пользоваться методикой с пользой
не только для физического, но и душевного и интеллектуального здоровья. О
словесниках говорить даже не приходится. Предметники буквально всех
направлений давно практикуют ее в качестве средства для развития своих
дисциплин, приближения их к реальной жизни учеников.
В результате работы с педагогами, наблюдая за ними и собой, как
«зайцевистами», можно отметить некоторые часто встречающиеся особенности. Я
думаю, это будет любопытно для всех, а кому-то может быть и полезно. После
сознательного решения о включении методик Зайцева в свою профессиональную
деятельность, вначале наступает «педагогический зуд», который просто
невозможно не воплощать в работу. Часто он становится просто нестерпимым и
судьбоносным: педагоги дозревают до решения о смене места работы, если не
удается убедить руководство в необходимости переорганизации, родители
решаются не отдавать своих детей в сомнительные для здоровья и развития
интеллекта условия детского сада и даже школы… Затем происходит Оно,
т.е. долгожданная реализация услышанного, увиденного, прочувствованного. А
вот от того, какие первые результаты ожидают учителя или маму, насколько
мудры и гибки наставники по отношению к своим подопечным, зависит их
дальнейшее профессиональное становление.
Оказывается, чтобы работать по методикам – надо быть готовым ко
многим сложностям как внешнего, так и внутреннего свойства. Расскажу о часто
наблюдаемых явлениях. Первая неожиданность, с которой встречаются одержимые
страстью по Зайцеву, – отсутствие подобного «зуда» у окружающих. Это просто
изумляет. Оказывается, это не для всех очевидно! И тут становится трудно
избежать страстного доказывания своей правоты. А это при определенных
обстоятельствах без насилия сделать очень сложно. Но имейте в виду, если
скатились до насилия в любом виде (напомню, «МНП – метод настырных
приставаний» – термин Н.А.), то дальше это уже не может называться
методикой Зайцева. Но, закусив удила и засучив рукава, остановиться и трезво
рассудить трудно. Остается одно – доказывать фактами. Если таковые налицо,
значит, крупно повезло. А если не все так гладко, ведь часто первые
положительные результаты становятся выстраданными? Вот тут-то и появляются
первые «отступники», ощущение надувательства, попытки дискредитации
методики…
Но будем считать, что и этот кризис удалось преодолеть без
потерь. Теперь у нас, как в анекдоте, два варианта: либо перевести дело на
коммерческие рельсы (т.е. «пачками» выпускать читающих и считающих детей и
организовывать повсюду курсы методик Зайцева). Все это очень востребовано и
имеет свой смысл. Либо развиваться дальше личностно и профессионально, но
уже с учетом новых наработок. И вот тут «выживают» сильнейшие, потому что в
нынешнюю систему образования (даже дополнительного) методика может вписаться
только будучи оскопленной. И зараженным идеями снова остается два варианта:
продолжать пытаться «впихивать» методику в прокрустово ложе классно-урочной
системы, параллельно отбиваясь от ревностных нападок коллег и руководства,
или создавать школы своего видения Зайцева, где могут найти свое
воплощение любые, даже абсурдные, с точки зрения традиционной педагогики,
идеи, навеянные опытом работы по этой методике. И этот путь оказывается
наиболее продуктивным и востребованным, направленным в будущее. По сути он
является рождением новой системы образования с новыми взглядами, подходами,
критериями. Парадокс состоит в том, что, чем разностороннее интересы будут у
педагогов в подобных заведениях, тем система окажется жизнеспособней. А если
они будут построены на принципах взаимодополняемости с себе подобными, то
тревога по поводу таких проблем, как конкурентноспособность и
долговременность, способность развиваться и т.п. теряет всякий смысл. Любой
«конкурент» поневоле становится интересен как потенциальный партнер и
является дополнительным источником развития своей Школы. Но уж если кого-то
одолел страх конкуренции и появились первые симптомы «это моя вотчина», то
вероятность «закиснуть» становится весьма актуальна. Потому что, спустя
некоторое время, когда свой источник иссякнет (а это в гордом одиночестве
обязательно рано или поздно происходит), информационный голод заставляет
выйти из добровольного подполья для поиска единомышленников. Лучше его не
ждать, а пытаться объединять силы уже сейчас, искать и разрабатывать способы
поддержки друг друга. Благо, все "зайцевисты" работают по-разному, каждый
становится Автором своего опыта работы «по Зайцеву». Шквал интереса говорит
сам за себя. Детей и взрослых, желающих узнать про методику, хватит на всех,
об этом даже тревожиться не стоит.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются начинающие
"зайцелюбы", – четко ограниченный заказ родителей и непонимание с их
стороны. Но и здесь есть выход. Если изначально не выключать их не только из
процесса занятий, но и совместными усилиями создавать общую образовательную
среду, взять за правило поддерживать их авторитет у детей (кстати, редко
какое учреждение – даже дополнительного образования – это делает) и помочь
увидеть перспективы для совместного семейно-педагогического творчества,
то в лице родителей можно найти очень мощную поддержку. Стоит иметь в виду,
что если из «треугольника» дети-родители-педагоги выпадает хоть одно
звено, работа автоматически становиться бесперспективной, если не вредной.
Для многих педагогов и родителей методика Николая
Александровича стала причиной для пересмотра педагогических постулатов,
прорывом к творчеству. К нам в Школу возвращаются наши педагоги-выпускники,
желающие не только углубить свои познания и поделиться опытом, но и овладеть
другими методиками, личностно и профессионально вырасти. Поэтому в Школе
помимо курсов по методикам Зайцева для педагогов и родителей, занятий с
детьми дошкольного и школьного возраста, информационной, методической,
стажировочной, моральной и др. помощи, проводятся специальные занятия по
валеопедагогике, педагогическому проектированию, лекции, родительские вечера
и клубные встречи. Их программы разрабатываются на основе новых взглядов,
переосмысления, рожденного конкретным опытом. Многим они помогают преодолеть
педагогические стереотипы и комплексы, раскрыть себя как творцов своих
отношений с собой и окружающими, защитить свои авторские программы на
рабочих местах. Они проходят в виде и конкретных опытов, и просто общения, и
лекций, и тренингов, и совместных ролевых, проектных, деловых игр. Часто
становятся эффективны при определенных обстоятельствах: в комплексе с
другими программами, в связке с работой коллег-единомышленников...
А связывают нас, «зайцеведов» из среды родителей и педагогов
Москвы и Подмосковья, периодические встречи, «Учительские и семейные
посиделки». Тут происходит много интересного и полезного для всех: встречи с
уникальными людьми, обсуждение новинок, конкретных методов и приемов работы,
вариантов решений общих для многих проблем, обмен информацией о курсах и
показательных занятиях у нас, по Москве, области, России, распространение
новинок, обмен самодельными пособиями, представление и поиск специалиста
детям в своем районе и многое другое. Главная цель встреч – открытый
разговор на волнующие нас темы и взаимная поддержка. А результат встреч –
динамичная База данных, в которой есть сведения о вашей работе, приглашения
к себе на открытые занятия. Если вы заинтересованы в рекламе своей
деятельности или ищите единомышленников, педагогов своим детям и т.д., то
приглашаем включиться в работу Банка данных и в гости на «Посиделки». О них
подробней можно будет узнать из сайта. Если кто-то из гостей столицы
оказался в Москве в это время, милости просим к нам на чашку чая,
доверительный разговор и, возможно, веселую игру.
Где бы мы ни работали по методике Зайцева, со своим ребенком
или с группой детей, дома или в детском учреждении, важно помнить, что все
мы (и детишки, и взрослые) – уникальны, не одиноки и необыкновенно интересны
друг другу и окружающим. А горящие глаза ребят и благодарность их родителей
пусть служат нам порукой!
Афанасова А.Г.
Семейно-Педагогическая
Школа Автора
март 1999 г.
|