Non scholae, sed vitae discimus    Не для школы, но для жизни учимся (лат.)

Образовательный сайт Алёны Афанасовой (Бояриновой)

Наши друзья:

маркированный список

"Методики Н.Зайцева"

маркированный список

Сайт семьи Никитиных

маркированный список

Сайт Владимира Базарнова

маркированный список

Лаборатория социо-игровой педагогики "АЗЪ"

маркированный список

Педагогическая литература

маркированный список

Театр "Солнечный принц"

маркированный список

"Буквица"

маркированный список

Семейная Школа "Исток"

маркированный список

"Школа Волшебников"

маркированный список

ягкая Школа"

маркированный список

Сайт Лены Даниловой

маркированный список

"Маленькая капелла"

маркированный список

Социальный Центр «Развитие»

маркированный список

Поселение Майское и проект "Исток"

маркированный список

"Женское счастье" от Ольгы Валяевой

Школьная Библиотека

Парадный подъезд | Карта сайта | Родительская Вопросотека | Идея СПША | Пед. студия "Путь Автора"  | Школьная Библиотека  | Педагогические посиделки | Зайцевская страничка | Фотоальбом Конференции| Об авторе сайта | Гостевая Книга | Архив "Старой Гостевой" | Родовое поместье

(Доклад  к Научно-практической конференции «Методики Н.Зайцева»

20-23 марта 1999г., г.Москва).

 

Н.А.Зайцев и педагогическое мастерство

 

Non scholae, sed vite discimus.
Не для школы, но для жизни учимся.
латинское изречение

В западных странах отмечается характерная особенность, принятых в системах образования, – культ технологии (это наблюдается не только в образовании). Эффективность работы учителя определяется алгоритмом процесса, в который вовлечены дети. Там давно объявлена охота за технологиями, гарантирующими результат.

Зато на Востоке во все времена особое значение придавалось роли личности Учителя. Готовность постигать знания определяется степенью доверия к Гуру.

Но мы с Вами оказались между Востоком и Западом, и сейчас наше образование на перепутье. И мы дружно со всей страной и системой образования шарахаемся из стороны в сторону. То и дело у нас возникают школы то с культом чистоты технологий, гарантирующих усвоение знаний, умений и навыков, то громкого имени и «духовно-нравственности» учения, не учитывающих потребностей субъектов образования, их окружение и реальную жизнь конкретного общества, а то и с «компотом» того и другого в одних стенах.

И мало где занимаются не столько специально организованным процессом обучения, сколько реальным совместным житием взрослых и детей. Еще меньше шансов встретить технологию раскрытия души и становления личности в общем Деле здесь и сейчас, в естественном доверии к Учителю и соучастникам процесса. А ведь похоже, что этот интегративный подход наиболее соответствует общинной душе россиянина. И уж почти нет в России программ подготовки таких Учителей для подобных Школ.

Ближе всех к массовому «производству» уникальности Учителей стал, сам того не ведая, Николай Александрович Зайцев. 

Интуитивно чувствуя, что разгадка тайны Зайцева где-то близко, мы идем к нему с надеждой, что он даст нам некий алгоритм, владея которым можно будет облегчить работу нам, педагогам, и жизнь детям. И мы готовы к усвоению программы «делай раз», «делай два» (именно так давали знания нам и продолжаем давать мы сами)… Но тут происходит что-то странное: Зайцев говорит: «Нет четких установок, что за чем. Думайте сами!». И при внешней вроде бы простоте и сногсшибательности результатов, схватить процесс голыми руками не удается. Нет, не то чтобы не получается «как у него» (скорее, это удается даже слишком быстро), а вот зачем мы это делаем, что дальше с этим делать, – непонятно. Сами догадаться не решаемся, боимся. И все же интуитивно приходим к пересмотру всей привычной системы образования, и своего образования в первую очередь. Гораздо легче придумать технологию преодоления архисложных проблем, которых на самом деле не существует. Необязательность же их героического преодоления просто обескураживает! Но ведь проблемы есть плод нашего же отношения к жизни, в частности, к процессу образования! И об этом речь идет на всех его курсах, красной нитью проходит через всю книгу… Но мы не слышим и снова пристаем с вопросами: «А как быть, если…?» Мы не готовы видеть, что эффективность методики не в самом алгоритме, он предельно прост. Эффективность – в смене ценностей. Методика имеет целью: не научить читать, писать и считать, а жить, реализуя и развивая естественную детскую потребность в чтении, письме и счете. В результате дидактические задачи растут не столько с возрастом или навыками, сколько с возможностью планомерно увеличивать масштаб общего Дела, задумываемого и осуществляемого самими детьми и вместе с ними. А заодно, исподволь, незаметно для ребят и немучительно для взрослых, мы получаем вместе с навыками грамотного письма, чтения и счета и опыт самостоятельных решений, совместных переживаний, жизненного творчества, прививку от черствости и безответственности и многое другое. Между всем прочим, лишаемся «прелестей» дидактоневроза и дидактогении, проблем мотивации учебной деятельности, соматических заболеваний и т.д. Но так как это не является критериями «базовых стандартов», то и не подлежит выдаче «на гора». И оцениться по достоинству сможет гораздо позже уже выросшими детьми. А вот к такой удаленности перспективы готовы далеко не все.

Но кто готов к этому сейчас и не ждет от Зайцева и «иже с ним» готового алгоритма по «просто письму, чтению и счету» и догадывается что за этим стоит, тому флаг в руки, наши душевные объятия и распахнутые двери Семейно-Педагогической Школы Автора. Давайте дружить домами, обмениваться опытом и составлять программы Детской Жизни и нашего сотрудничества, не оценивая, но анализируя. И еще: постараемся избежать педагогических догм и умозрительного осуждения. Как мы можем судить, к чему приведет тот или иной прием, пока не попробуем его в деле? А вот когда попробуем, тогда соберемся и проанализируем, что же у нас получилось, какими средствами, где и как это можно с пользой применять…

Удивительно, что происходит с детьми и педагогами при грамотном использовании методики Зайцева - достаточно только послушать выступающих на этой конференции. С детьми происходят удивительные вещи, но не менее удивительно влияние и на педагогов. Музыканты, например, пересматривают цели и средства муз. образования (разве об этом говорил Николай Александрович?); художники, продолжая прививать вкус к занятиям изобразительным творчеством, применяют методику для формирования навыка описательного устного и письменного рассказа, что напрямую связано с литературным творчеством; даже педагоги физ. воспитания нашли возможность пользоваться методикой с пользой не только для физического, но и душевного и интеллектуального здоровья. О словесниках говорить даже не приходится. Предметники буквально всех направлений давно практикуют ее в качестве средства для развития своих дисциплин, приближения их к реальной жизни учеников.

В результате работы с педагогами, наблюдая за ними и собой, как «зайцевистами», можно отметить некоторые часто встречающиеся особенности. Я думаю, это будет любопытно для всех, а кому-то может быть и полезно. После сознательного решения о включении методик Зайцева в свою профессиональную деятельность, вначале наступает «педагогический зуд», который просто невозможно не воплощать в работу. Часто он становится просто нестерпимым и судьбоносным: педагоги дозревают до решения о смене места работы, если не удается убедить руководство в необходимости переорганизации, родители решаются не отдавать своих детей в сомнительные для здоровья и развития интеллекта условия детского сада и даже школы… Затем происходит Оно, т.е. долгожданная реализация услышанного, увиденного, прочувствованного. А вот от того, какие первые результаты ожидают учителя или маму, насколько мудры и гибки наставники по отношению к своим подопечным, зависит их дальнейшее профессиональное становление.

Оказывается, чтобы работать по методикам – надо быть готовым ко многим сложностям как внешнего, так и внутреннего свойства. Расскажу о часто наблюдаемых явлениях. Первая неожиданность, с которой встречаются одержимые страстью по Зайцеву, – отсутствие подобного «зуда» у окружающих. Это просто изумляет. Оказывается, это не для всех очевидно! И тут становится трудно избежать страстного доказывания своей правоты. А это при определенных обстоятельствах без насилия сделать очень сложно. Но имейте в виду, если скатились до насилия в любом виде (напомню, «МНП – метод настырных приставаний» – термин Н.А.), то дальше это уже не может называться методикой Зайцева. Но, закусив удила и засучив рукава, остановиться и трезво рассудить трудно. Остается одно – доказывать фактами. Если таковые налицо, значит, крупно повезло. А если не все так гладко, ведь часто первые положительные результаты становятся выстраданными? Вот тут-то и появляются первые «отступники», ощущение надувательства, попытки дискредитации методики…

Но будем считать, что и этот кризис удалось преодолеть без потерь. Теперь у нас, как в анекдоте, два варианта: либо перевести дело на коммерческие рельсы (т.е. «пачками» выпускать читающих и считающих детей и организовывать повсюду курсы методик Зайцева). Все это очень востребовано и имеет свой смысл. Либо развиваться дальше личностно и профессионально, но уже с учетом новых наработок. И вот тут «выживают» сильнейшие, потому что в нынешнюю систему образования (даже дополнительного) методика может вписаться только будучи оскопленной. И зараженным идеями снова остается два варианта: продолжать пытаться «впихивать» методику в прокрустово ложе классно-урочной системы, параллельно отбиваясь от ревностных нападок коллег и руководства, или создавать школы своего видения Зайцева, где могут найти свое воплощение любые, даже абсурдные, с точки зрения традиционной педагогики, идеи, навеянные опытом работы по этой методике. И этот путь оказывается наиболее продуктивным и востребованным, направленным в будущее. По сути он является рождением новой системы образования с новыми взглядами, подходами, критериями. Парадокс состоит в том, что, чем разностороннее интересы будут у педагогов в подобных заведениях, тем система окажется жизнеспособней. А если они будут построены на принципах взаимодополняемости с себе подобными, то тревога по поводу таких проблем, как конкурентноспособность и долговременность, способность развиваться и т.п. теряет всякий смысл. Любой «конкурент» поневоле становится интересен как потенциальный партнер и является дополнительным источником развития своей Школы. Но уж если кого-то одолел страх конкуренции и появились первые симптомы «это моя вотчина», то вероятность «закиснуть» становится весьма актуальна. Потому что, спустя некоторое время, когда свой источник иссякнет (а это в гордом одиночестве обязательно рано или поздно происходит), информационный голод заставляет выйти из добровольного подполья для поиска единомышленников. Лучше его не ждать, а пытаться объединять силы уже сейчас, искать и разрабатывать способы поддержки друг друга. Благо, все "зайцевисты" работают по-разному, каждый становится Автором своего опыта работы «по Зайцеву». Шквал интереса говорит сам за себя. Детей и взрослых, желающих узнать про методику, хватит на всех, об этом даже тревожиться не стоит.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются начинающие "зайцелюбы", – четко ограниченный заказ родителей и непонимание с их стороны. Но и здесь есть выход. Если изначально не выключать их не только из процесса занятий, но и совместными усилиями создавать общую образовательную среду, взять за правило поддерживать их авторитет у детей (кстати, редко какое учреждение – даже дополнительного образования – это делает) и помочь увидеть перспективы для совместного семейно-педагогического творчества, то в лице родителей можно найти очень мощную поддержку. Стоит иметь в виду, что если из «треугольника» дети-родители-педагоги выпадает хоть одно звено, работа автоматически становиться бесперспективной, если не вредной.

Для многих педагогов и родителей методика Николая Александровича стала причиной для пересмотра педагогических постулатов, прорывом к творчеству. К нам в Школу возвращаются наши педагоги-выпускники, желающие не только углубить свои познания и поделиться опытом, но и овладеть другими методиками, личностно и профессионально вырасти. Поэтому в Школе помимо курсов по методикам Зайцева для педагогов и родителей, занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, информационной, методической, стажировочной, моральной и др. помощи, проводятся специальные занятия по валеопедагогике, педагогическому проектированию, лекции, родительские вечера и клубные встречи. Их программы разрабатываются на основе новых взглядов, переосмысления, рожденного конкретным опытом. Многим они помогают преодолеть педагогические стереотипы и комплексы, раскрыть себя как творцов своих отношений с собой и окружающими, защитить свои авторские программы на рабочих местах. Они проходят в виде и конкретных опытов, и просто общения, и лекций, и тренингов, и совместных ролевых, проектных, деловых игр. Часто становятся эффективны при определенных обстоятельствах: в комплексе с другими программами, в связке с работой коллег-единомышленников...

А связывают нас, «зайцеведов» из среды родителей и педагогов Москвы и Подмосковья, периодические встречи, «Учительские и семейные посиделки». Тут происходит много интересного и полезного для всех: встречи с уникальными людьми, обсуждение новинок, конкретных методов и приемов работы, вариантов решений общих для многих проблем, обмен информацией о курсах и показательных занятиях у нас, по Москве, области, России, распространение новинок, обмен самодельными пособиями, представление и поиск специалиста детям в своем районе и многое другое. Главная цель встреч – открытый разговор на волнующие нас темы и взаимная поддержка. А результат встреч – динамичная База данных, в которой есть сведения о вашей работе, приглашения к себе на открытые занятия. Если вы заинтересованы в рекламе своей деятельности или ищите единомышленников, педагогов своим детям и т.д., то приглашаем включиться в работу Банка данных и в гости на «Посиделки». О них подробней можно будет узнать из сайта. Если кто-то из гостей столицы оказался в Москве в это время, милости просим к нам на чашку чая, доверительный разговор и, возможно, веселую игру.

Где бы мы ни работали по методике Зайцева, со своим ребенком или с группой детей, дома или в детском учреждении, важно помнить, что все мы (и детишки, и взрослые) – уникальны, не одиноки и необыкновенно интересны друг другу и окружающим. А горящие глаза ребят и благодарность их родителей пусть служат нам порукой!

Афанасова А.Г.
Семейно-Педагогическая Школа Автора
март 1999 г.

Пишите мне: afanasova@narod.ru!

  Автор и ведущий сайта - Алёна Афанасова (Бояринова)

© 2001 Образовательный сайт Алёны Афанасовой.

Все права защищены.

Последнее обновление 26.09.12

Москва

Hosted by uCoz