Non scholae, sed vitae discimus    Не для школы, но для жизни учимся (лат.)

Образовательный сайт Алёны Афанасовой (Бояриновой)

Наши друзья:

маркированный список

"Методики Н.Зайцева"

маркированный список

Сайт семьи Никитиных

маркированный список

Сайт Владимира Базарнова

маркированный список

Лаборатория социо-игровой педагогики "АЗЪ"

маркированный список

Педагогическая литература

маркированный список

Театр "Солнечный принц"

маркированный список

Семейная Школа "Исток"

маркированный список

ягкая Школа"

маркированный список

Сайт Лены Даниловой

маркированный список

Социальный Центр «Развитие»

маркированный список

"Женское счастье" от Ольгы Валяевой

маркированный список

Платиновая группа "Новая реальность"

Организация Школы Автора

Парадный подъезд | Карта сайта | Родительская Вопросотека | Идея СПША | Пед. студия "Путь Автора"  | Школьная Библиотека  | Педагогические посиделки | Зайцевская страничка | Фотоальбом Конференции| Об авторе сайта | Гостевая Книга | Архив "Старой Гостевой" | Родовое поместье

 

Перед Вами один из проектов Школы Будущего,  составленный участниками пед. мастерской Путь Автора:

 

ША – образовательный комплекс, объединенный общими целями и задачами педагогического коллектива и родителей.

Цель образования в ША: развитие всех участников процесса в соответствии с их природой и общим Делом.

Главные задачи ША: создание условий для формирования у детей, родителей и педагогов потребности, способности и готовности к развитию

-     жизненной самоорганизации,

-          кооперантности,

-          творчества мышления,

-          укреплению физического, психического и нравственного здоровья.

Главный объект познания и активной деятельностиЧеловек и его Жизнь, взаимоотношения с собой, природой, обществом, сфера его Дел...

Весь процесс образования строится на принципах:

-         природосообразности и всесторонности,

-         целесообразности,

-         непрерывности,

-         последовательности и усложнения жизненных задач,

-         кооперантности,

-         рациональности.

Психологическая основа образования – базовые потребности человека в постоянном развитии, общей совместной деятельности, признании уникальности каждого.

Средства обеспечения развития – использование накопленного опыта народной педагогики, передовых философов, педагогов и психологов настоящего и прошлого, которые отвечают следующим требованиям:

          целесообразности и естественности,

          эффективности,

          долгосрочной проектируемости,

          простоты и безопасности,

          доступности (и экономической, и психологической),

          научной обоснованности,

          экспертируемости.

 

Основной вид деятельности детей и педагогов – И Г Р А.

 

Виды основных игр:

*           игровая деятельность как таковая (все виды);

*           научные исследования как подготовка к групповым играм:

 опыты по исследованию окружающего мира, своих возможностей и развитию сенсорики, лабораторные работы,

 целевое изучение научных и культурных ценностей,

 проектирование игр для конкретных мероприятий;

*           групповые игры как мероприятия (межгрупповые):

 организация фестивалей (праздников) знаний и открытий, творчества, здоровья…,

 сюжетно-ролевые деятельностные игры (с выходом на социум): бытовые для малышей («семья», «магазин», «дом быта»… вплоть до разработки и обыгрывания проектов), «театр», «газета», «выставка», «праздник в районе», «община», «биржа труда» и т.д. как объединяющие в себе различные ОО (Образовательные Области), социальная и предпрофессиональная практика, – независимо от возраста;

 народные праздники с народными, ритуальными, подвижными играми,

 межличностные психотренинги по заказу,

 игры различных боевых искусств с изучением и вживанием в их культурные истоки…;

*           спортивные игры;

*           кружки прикладного и предпрофессионального творчества по интересам.

 

Основные виды деятельности педагогов:

Ø      организация жизни детей, непосредственная отработка технологий с детьми,

Ø      само- и со-образование,

Ø      коллективное педагогическое проектирование образовательной среды,

Ø      участие в подготовке кадров:

 проведение инновационных семинаров,

 проведение «посиделок», Больших Педсоветов, конференций и т.п.,

 организация пед. классов,

 организация семейных клубов,

 организация семейных классов и школ выходного дня,

 тематических и жизненных (объединяющих в себе все виды жизненно важных направлений) слетов.

 

Содержание образования и концепция организации образовательной среды:

Содержание образования составляют тесно переплетаемые направления. Главными из них являются исследуемые Образовательные Области: Я – Человек, Общество, Природа (в ноосферном понимании) и Математика, Язык, Культура как динамические сферы их взаимовлияния. Взаимоинтеграция этих направлений между собой, их история и прогнозируемое будущее составляют основное содержание образования в Школе.

Все обычные предметы, возведенные в ранг школьных дисциплин, изучаются не в процессе привычных уроков, а в реальной жизни. Основу изучения, например, литературы и грамматики родного языка составляют собственные сочинения… В результате они наталкивают на обращение к уже имеющемуся мировому опыту и изучению его.

Изучать историю становится необходимо тогда, когда нужно планировать свою деятельность. Чтобы спрогнозировать свое будущее, надо вспомнить свое прошлое. Для маленьких интересно спланировать свой день (спроектировать дальнейшую деятельность, например, игру) и проанализировать итоги, затем неделю, значительное мероприятие… Роль педагога сводится к помощи в самостоятельной организации его. Дети постарше совместно с родителями изучают историю своей семьи, целым классом – историю поколения на основе конкретных историй Рода одноклассников. Так возникает потребность узнать историю всего нашего На-Рода, других На-Родов, их взаимозависимости. Таким образом, история изучается не с «конкретного» периода и места (определенных кем-то свыше) до наших дней, а наоборот, с нашего времени углубляемся в «глубь веков», на то время и место, какое нам покажется интересным. Многократно возвращаясь к этим темам на уровне других ОО, происходит систематизация знаний и их взаимосвязь...

География, геометрия и черчение начинаются с обмеров себя, мебели, помещений, района… и выкладываний результатов на бумагу, продолжается составлениями планов и карт, поиском на местности объектов, нарисованных руками товарищей, организацией долговременных игр на этой основе. Вскоре становится интересно разбираться в профессиональных картах… Продолжается интеграция с другими ОО.

Физика и биология сопровождает людей с рождения всю жизнь. Значит, место и время этих дисциплин – естественные и лабораторные интерес и условия.

Обществоведение, социология и психология, российская и мировая литература построены на самопознании, анализе причин своего поведения и проектировании поведения людей в том или ином обществе, того или иного времени. А это возможно лишь в ситуации вживания в роли субъектов ситуации. Здесь по праву незаменимы сюжетно-ролевая, этюдно-ролевая, деловая и т.д. игры с последующей рефлексией, все виды театрально-игровой деятельности с естественным выходом на конфликтологию и философию.

Углубление во все виды творчества имеют целью терапию, набор группового творческого потенциала, становление навыков самоорганизации, кооперантности и взаимоответственности в любых условиях, и, как результат, нравственного становления.

 

Необходимые условия для организации образовательного процесса в ША:

1.      наличие пед. кадров, подготовленных для работы в ША:

     -         владеющих навыками анализа популярных технологий образования, имеющих свою программу действий,

     -         способных организовать творческий процесс развития коллектива и личности,

     -         обладающих способностями к саморазвитию,

2.      свобода педагога в творческом поиске при самоконтроле и координации своих действий,

3.      создание группы единомышленников,

4.      наличие психологов, педиатров, социологов, координаторов, работников культуры,

5.      привлечение всех специалистов к практической работе,

6.      создание условий, максимально близких к семейным,

7.      создание минимальных групп семей (детей) с наполняемостью не более 12 человек,

8.      наличие материально-технической базы,

9.      создание координационного центра ША,

10.  создание вариативных групп для развития личностей разных направленностей при равных условиях,

11.  интегрированность обучения на уровне естественной жизни, отказ от классно-урочной системы (жестко фиксированной возрастной и временной градации), оценок,

12.  категорийность пед. мастерства и дифференцированность оплаты труда.

 

Особенности организации образовательного процесса.

Главная особенность организации ША – взаимоинтеграция учебных дисциплин и межпредметных связей. Весь процесс жизнедеятельности в Школе проходит методом погружения в определенные Образовательные Области (ОО). Знания, необходимые в том или ином объеме, рассматриваются только с точки зрения ведущей на данный момент ОО и возможности использовать их в конкретных творческих делах (играх). Проектирование, проведение и анализ своей жизни (занятий, игр, мероприятий и самостоятельной работы) проводят педагоги различных дисциплин, родители и дети (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) совместно.

Вторая особенность заключается в том, что вся необходимая информация (имеется в виду справочная) дается сразу в наглядном, наиболее полном, систематизированном виде, без упрощений и искажений, но доступном для само- и со-исследования и усвоения, по возможности проходит через все органы чувств. А это значит, что, во-первых, формируется пространство (развивающее и развивающееся), само по себе мотивирующее получение, использование и проявление знаний ненасильственным и бесстрессовым путем, во-вторых, они усваиваются только тогда, когда в них возникает личный и коллективный интерес, в-третьих, предполагаются индивидуальные природосообразные темпы и уровни усвоения знаний, способы их проявления в естественной обстановке.

Третья особенность: любые оценки исключены в принципе (в том числе и устные, даже в закрытой педагогической среде), возможен совместный с детьми анализ ситуации и проектирование путей дальнейшего развития среды.

Четвертая особенность – уникальность ситуаций как в этой среде, так и в подобных организациях.


Пишите мне: afanasova@narod.ru!

  Автор и ведущий сайта - Алёна Афанасова (Бояринова)

© 2001 Образовательный сайт Алёны Афанасовой.

Все права защищены.

Последнее обновление 26.02.14

Москва